Вся эта ситуация стимулировала к тому, чтобы изменить вектор политики Александра II.
Раз отца убили, то Александр III уже не мог и не хотел проводить демократизацию и либерализацию теми же темпами и манерами, как отец.
Наследование престола у нас шло автоматически от отца к сыну еще по уложению о царствующей фамилии Павла I. Понимая, что может возникнуть еще одна внештатная ситуация и покусятся уже на его жизнь, Александр III издал один из первых указов где прописал, в случае его смерти до совершеннолетия своих детей делегировать власть младшему брату.
Соответственно, его младший брат должен был подспудно готовится к принятию власти, в случае его смерти.
С момента принятия манифеста «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 года власть решила, что она одна принимает решения, не принимая во внимание мнение общественности и народа.
Никакие мнения, кроме мнения власти, не имеют значения. После этого были уволены все либеральные деятели предыдущего режима. Следом последовали меры по обеспечению государственного порядка и обеспечению государственной безопасности.
Один из таких документов, например, разрешал полиции действовать по обстоятельствам, вне законов Российской империи, вне подчинения судам, органам надзора и прочим.
Именно тогда получили большое развитие расправы с революционерами и либералами.
Появились административные выселки, заключения под негласный надзор полиции, которые не регулировались судами. Таким образом полицейская структура начала приобретать самостоятельный вес. У них появились тайные бюджеты, они стали нанимать провокаторов, которые действовали далеко не всегда в рамках допустимого и интересах государства.
Во второй половине 80-х годов ужас, связанный с убийством Александра II оттолкнул общественное мнение от революционеров. Но вопрос, связанный с народным представительством, так и не решался. Был ограничено действие суда присяжных в ряде областей, в городах были введены отдельные городские суды, где судьи, назначаемые правительством, были не сменными.
Советники Александра III пытались создать поколение людей в верноподданническом духе. Поэтому, первый удар, который был нанесен по предыдущей системе, был связан с образованием. Победоносцеву были переданы функции надзора за начальной школой. Начальная школа теперь должна была не учить, а в большей степени воспитывать в верноподданническом духе.