Найти тему

Как работает трансмиссия

Здравствуйте. Если Вы не особо разбираетесь в устройстве автомобиля, но хотели бы узнать, как там всё работает, то эта серия статей для Вас. В предыдущей статье было вкратце показано, как работает двигатель.

Трансмиссия в автомобиле - это совокупность механизмов, которые передают крутящий момент от двигателя к колёсам. Бывает заднеприводная, переднеприводная и полноприводная. На рисунке 1 изображена заднеприводная трансмиссия. Я её выбрал для примера, так как на ней лучше видны узлы и агрегаты.

рисунок 1
рисунок 1

Если в двух словах, то принцип таков: крутящий момент от двигателя передаётся на коробку передач через сцепление, далее по карданному валу на дифференциал, который, в свою очередь, вращает колёса через полуоси. А теперь осветим подробнее каждый вышеперечисленный узел.

рисунок 2
рисунок 2

Сцепление (рисунок 2) - механизм, предназначенный для кратковременного отсоединения коробки передач от двигателя с целью переключения либо выключения передач, а также для гашения рывков и колебаний. То есть, когда Вы нажимаете на педаль сцепления, оно размыкает двигатель и коробку передач. На рисунке изображено однодисковое сухое сцепление, наиболее распространенное. Бывают ещё двух- и многодисковые сухие, а также мокрые (в масляной ванне) и т.п.

рисунок 3
рисунок 3

Коробка переключения передач (КПП) (рисунок 3) - предназачена для изменения скорости вращения колёс относительно двигателя. Достигается за счет смыкания двух шестерен разного диаметра с помощью рычага переключения передач. Например, если включить первую передачу, скорость будет невысокой - примерно около четырёх оборотов двигателя на один оборот колеса. Инженеры считают обороты между двумя шестернями, а не колесом и двигателем. Это называется передаточное число (в данном случае 4:1). На второй передаче будет примерно 2:1 и так далее. Передаточные числа у разных автомобилей различаются.

Существует несколько типов КПП:

Механическая (рисунок 3) — многоступенчатый цилиндрический редуктор, в котором предусмотрено ручное переключение передач.

Автоматическая — обеспечивает автоматический выбор передачи в зависимости от условий движения.

Роботизированная — очень похожа на механическую, только выжим сцепления и переключение передач осуществляет автоматика.

Вариатор — передаёт усилия двигателя бесступенчато к ведущим колёсам, с помощью ремня либо цепи.

рисунок 4
рисунок 4

Дифференциал (рисунок 4) - разделяет поток мощности, идущий от КПП на два потока, которые через полуоси направляются на колёса. Благодаря этому, колёса могут вращаться с разной скоростью. Это необходимо при прохождении поворотов, т.к. в этом случае одно колесо вращается быстрее другого. На некоторых (в основном дорогих) автомобилях этот эффект частично блокируется, чтобы быстрее ехать в повороте, а также уверенно чувствовать себя на льду или снежном покрытии. На некоторых внедорожниках можно полностью заблокировать дифференциал. Это необходимо, например, если одно колесо повисло в воздухе при проезде серьёзного бездорожья. Кстати, на полноприводных авто не два дифференциала, а целых три. По одному на каждую пару колес плюс один межосевой, который распределяет поток мощности между осями.

В следующей статье мы с Вами рассмотрим устройство подвески автомобиля.

Спасибо за внимание!

Авто
5,66 млн интересуются