Инфантилизм (от лат. infantilis — детский). Речь пойдет о "детскости" в характере человека. Это понятие встречается в ракурсе многих наук, таких как социология, психология, медицина, философия, по этой причине в разных источниках можно встретить разные определения понятия. Большинство из них опираются на ключевые слова:
отставание, задержка, остановка в развитии
или на более научные термины:
характеристика личности, расстройство личности, черта психики.
Так что же это на самом деле? За неимением психологического, а тем более медицинского образования, я не могу авторитетно заявить о безоговорочной правильности какой-либо формулировки. Я считаю что, возможно, изначально термин был введен для обобщения характеристик самого человека. Это все-таки не строго биологическое понятие, а результат опытного наблюдения, то есть наиболее правильным определением в таком случае будет что-то психологическое, как, например, черта личности или особенность психики. Но это опять же лишь частная версия.
Итак, главные объектом понятия инфантилизм (инфантильность) является человек. Относительно этого традиционно выделяются два основных типа: психический и физиологический, отличающиеся предметом поражения организма соответственно. Я бы хотела остановится подробнее на психической характеристике.
Психологическая характеристика такой особенности обычно затрагивает "крайние формы" проявления инфантильности, такие как неспособность обслуживать себя в быту, иждивенчество, не способность учиться, дисциплинировать себя, преобладание развлечений, развитое воображение и другое.
Я все-таки хочу заострить внимание на том, что в той или иной степени инфантильность присуща многим и ОЧЕНЬ многим людям сегодня. Более того, есть даже такие виды профессиональной деятельности, которые "подсознательно" развивают и поощряют инфантилизм для продвижения по карьерной лестнице. Это всё более философский подход к вопросам психологии.
Очень хорошо об инфантилизме написал советский философ Мераб Константинович Мамардашвили в статье "Философия - это сознание вслух" (Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух.// Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. Стр. 57-63.):
Инфантильность – это те же ласточки Мандельштама, вернувшиеся в «чертог теней». Инфантильность – это …состояние, с упущенным моментом взросления. Упустив его сами, мы теперь озабочены проблемой молодежи, хотя в действительности «это о нас говорит сказка». Мы ждем от молодежи зеркального отображения самих себя. Мы желаем, чтобы молодежь, например, занимаясь принудительным, назначенным трудом или добродетельно сидя за поучительными книжками (хотя из этого ничего нельзя узнать о себе и повзрослеть), подтверждала бы нам то представление, которое мы имеем о самих себе, о своих возможностях. Но сами-то мы ходим на помочax, ждем инструкций, указок, ничего не знаем о себе, потому что о себе мы можем узнать только на ответственном поле деятельности, где к человеку возвращаются последствия его действий и поступков
https://studfiles.net/preview/1867681/
Сегодня инфантильность принимает более замаскированные формы. Допустим, вы отлично учились в школе, всегда исправно успевали по всем предметам и не выказывали никаких признаков недисциплинированности. После окончания университета или школы вы становитесь перед сложным выбором, представляющимся неразрешимым: как дальше жить и к чему теперь стремиться, когда над вами больше нет "верного", но чужого направления. Почему? Потому что вы можете делать только то, насчет чего имеете четкие и строгие ограничения, с малой долей собственного воображения, без которого сложно построить САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ жизнь. Причины такого кроются всегда в детском воспитании. Об этом писала известный советский и российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер. В результате излишней критики, диктата, подавления самостоятельности и элементарной ответственности со стороны родителей ребенок не умеет прислушиваться к себе, отвечать за свои поступки, принимать важные решения без чужой указки.
Люди, воспитанные таким образом, могут вполне состоятся в плане социализации, общения с другими людьми, но значительно отстают в плане реализации своих способностей, о которых они даже не подозревают. Они плывут по течению, хорошо учатся, получая образование на автомате, не слишком понимая, зачем им это все.
Еще одна крайность инфантильного человека такого типа - это предрасположенность к выполнению приказов, что влечет за собой успехи в военной карьере. Выполнение чужих распоряжений делает любую деятельность легче, так как освобождает от ответственности.
Инфантильный человек, воспитанный в ситуации излишней свободы или гиперопеки, часто также не может принимать серьезные взрослые решения. Он может без конца носиться по клубам, развлекаясь, как маленький ребенок, но не сможет зайти дальше этого. Или может быть такой человек будет посещать музеи и выставки, потому что это "модно", или потому что это "надо", якобы стремясь к саморазвитию и возвышенности. На самом деле это тоже своего рода развлечения, стремления убежать от ответственности, серьезных, взрослых профессий и решений.
Страх - самая ощутимая и низкая слабость человека, перед неизвестностью, как в детстве многие боятся темноты, перед неопределенностью, перед "чужим", порождает у человека тяготение к инфантильности , свободе от условностей и непредсказуемости взрослой жизни. Это в дальнейшем создает зону комфорта, например, на одной работе в одной неизменной должности, найдя в начальнике вечного ментора, родителя.
Так, в каждом из нас в разной степени присутствует инфантильное начало, у кого-то развитое в детстве, а у кого-то - возникшее в будущем.
Может, пора задуматься над истинным смыслом жизни, переосмыслить цели и освободиться от гнета такой привлекательной, но регрессивной стратегии инфантилизма.