1,2K подписчиков

Почему важно репетировать с метрономом?

250 прочитали

На самом деле, эта вечно тикающая вещь - лучший друг музыканта.

Одним из главных навыков, которые должен развивать в себе музыкант, является игра с метрономом. К сожалению, многие не до конца понимают всю важность использования и истинное назначение этого прибора.

О метрономах уже много всего написано. Поэтому сегодня мы не будем углубляться в рассмотрение популярных упражнений, но попытаемся расширить понимание того, что  метроном означает для нас как современных музыкантов, а также поделимся несколькими полезными советами.

Два типа метрономов

  • Механический метроном
  • Цифровой метроном

Использование метронома в звукозаписи

Метроном - это нечто большее, чем подбор темпа песни. На самом деле, данное устройство - важная составляющая многих музыкальных мероприятий в наши дни. За то, что метроном начал использоваться в музыке, можно поблагодарить артиста, экстраординарного гитариста и изобретателя Леса Пола. Возможно, вы слышали, что Лес Пол одним из первым экспериментировал в области наложения звука и многоканальной записи. До появления многоканальной записи все группы записывали по несколько вариантов трека в звуконепроницаемой комнате, где в центре ставили микрофон. Многоканальная запись позволила записывать каждый инструмент отдельно. Такой подход имел ряд преимуществ, но это также означало, что каждый из музыкантов должен придерживаться того же ритма.

Многоканальная запись требовала от музыкантов играть с большей точностью, чем раньше.

Типичная современная процедура записи песни выглядит следующим образом: группа проводит некоторое время, играя песню с метрономом, чтобы определить ее темп. Как только достигнут консенсус, часть трека с метрономом записывается. Это то, что называется клик-треком.

В цифровой записи нет необходимости записывать что-либо, потому что клик можно установить и воспроизвести во время записи. При просмотре на экране каждая дорожка будет складываться сверху вниз, и расширяться слева направо. Временные интервалы можно обозначать в минутах, или в барах и битах. Эти деления - это то, что известно как «сетка».

Как правило, инструменты записываются в порядке от более ритм-центрических до самых мелодичных: барабаны, бас-гитары, гитары, клавишные, вокал. Однако, благодаря «сетке», можно записывать инструменты практически в любом порядке. Это одна из причин, по которой сегодня так активно записывается музыка. С вами играет талантливый сессионный барабанщик, который уехал в другую страну на несколько недель? Зачем задерживать продакшн, если можно записать ударные с использованием специальной компьютерной программы. Позже, во время выступления, электронные ударные будут заменены настоящими. Как видите, использование клик-трека - очень полезное приспособление.

Начинающие музыканты и любители склонны уклоняться от использования клик-треков, ошибочно полагая, что так потеряют ощущение музыки. Это предположение основано на стремлении неопытных игроков попытаться преследовать отдельные “клики”, а не ощущать ритмическую линию полностью. Занимаясь в свое время записью треков самостоятельно, я никак не мог понять, почему отдельные музыканты норовят пробиться сквозь ад, пытаясь синхронизировать свои риффы с неровно звучащими барабанами. По правде говоря, записи, сделанные таким образом, почти всегда будут звучать неряшливо, а работа над ними займет в 3 раза больше времени.

Исключением являются высококвалифицированные музыканты, которые записывают все сразу, чтобы захватить больше взаимодействия между инструментами. Если вы не сделали хотя бы десять компакт-дисков с использованием клик-трека, я не рекомендую вам даже думать об экспериментировании с записью без него! Дело в том, что даже группы, которые записывают все сразу или используют аналоговую систему, чтобы получить ту старую олдскульную теплоту, все равно должны быть чрезвычайно точными, иначе за финальную работу с неаккуратно записанными дорожками придется заплатить намного больше.

По причинам, указанным выше, независимо от того, какой инструмент используете, или в каком стиле музыки играете, крайне важно, чтобы вы могли очень точно взаимодействовать с другими музыкантами с помощью клик-трека.

Во время живого выступления вы можете играть без метронома, но, возможно, вы не рассмотрели все обстоятельства, которые потребовали бы игры с этим прибором вживую.

Наиболее распространенным является страшное живое «ускорение», которое может присутствовать даже у самых опытных гитаристов. Благодарная толпа фанатов, и прилив адреналина могут заставить вас играть более энергично и быстро , чем вы планировали.

Решение состоит в том, чтобы ударник использовал наушник с метрономом. Остальным в группе не нужно носить его, так как они могут просто следовать за барабанщиком. Но, как ни странно, я не встречал много барабанщиков или даже целых групп, которые так делают. Говорят, что для наблюдения за метрономом требуется слишком много усилий, и это лишает удовольствия от опыта живого выступления. Это очень интересный ответ, потому что он подчеркивает разницу между игрой для развлечения и профессиональной игрой. К живой игре с метрономом просто нужно привыкнуть, но разница в звучании будет существенной.

Другим распространенным сценарием является  использование метронома во время записи Live CD и/или DVD. Просто просмотрите большинство профессиональных живых записей, и, я думаю, вы обнаружите, что игра на удивление четкая. Это потому, что барабанщик почти наверняка играет, используя метроном! Если нет, то он или она, несомненно, регулярно практикуется.

Больше точности в игре

Я обнаружил нечто интересное в музыкантах, играющих сверхточно. Все они тратят много времени на запись! Когда я только начинал играть на инструменте, казалось, что практикование с метрономом не приносит мне никакой пользы. Но когда собрал домашнюю студию и начал использовать ее каждый день, то заметил реальный прогресс. Прочитав интервью и поговорив с некоторыми из лучших музыкантов, я понял, что привычная запись “на клик” - это то, что отделяет очень точных профессиональных музыкантов от любителей. Метроном действует как зеркало вашей игры, которое не лжет. Ведь слишком часто музыканты слышат только то, что хотят услышать.

Запись отдельной части трека заставляет вас слушать звуки, которые ваши руки действительно производят, а не то, что вы слышите в своей голове.

Вот последовательность, которой придерживаются многие профессионалы, чтобы сделать запись трека совершенной:

  • Играйте с метрономом примерно в течение 15 минут, пока не почувствуете, что звучание стало четким и плотным.
  • Запишите несколько понравившихся вам результатов и послушайте их.  Если вы похожи на меня, то будете поражены, сколькими еще способами и во скольких местах можно улучшить звучание записанного.
  • После того, как вы выяснили, что нужно улучшить, повторите весь процесс и прослушайте во второй раз. Среди усовершенствований, которые я, как гитарист, обычно использую, присутствует более четкое перебирание струн, устранение шумов и незначительные изменения в мелодии, которые делают ее звучание более ясным. Этот повторяющийся процесс может продолжаться до полудюжины раз. Иногда я возвращаюсь к записи через несколько дней. Даже довольно хорошая запись улучшается через еще несколько сеансов. Другими словами, вы всегда можете играть лучше!

Четкость игры заключается не в том, чтобы следовать определенному ритму, но также в четком проигрывании каждой ноты. Самые “четкие” музыканты тратят много времени на оттачивание своего мастерства. Независимо от того, являетесь вы любителем или профессионалом, вы не ошибетесь, если будете часто записываться с помощью метронома. Ведь с каждым разом у вас будет получаться все лучше!

Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки!