Найти тему
Слепой Страж

Кризис саморазвития (часть 1)

Наслаждается и скот: мыслить - вот истинное торжество человечества! (с) Виктор Гюго, "Отверженные".

Что толкает человека к самосовершенствованию? Что может подтолкнуть человека, довольного своим образом жизни, выйти из зоны комфорта и встать на терпкую дорожку развития своей личности?

С одной стороны, ответ вполне ясен - застой, желание чего-то нового, новая ступень в жизни... По сути, весь принцип высказан в пирамиде потребностей Маслоу - каждая новая ступень становится необходимой тогда, когда прежняя уже достигнута и появляется необходимость в "чем-то большем". Как можно увидеть, чистая потребность в самосовершенствовании появляется лишь тогда, когда человек удовлетворил все остальные потребности.

Но что делать тогда, когда человек не может удовлетворить свои "низшие потребности"? Как доказать ему необходимость самосовершенствования, что может его подтолкнуть? Эти вопросы появились не просто так, и сейчас я объясню почему.

Первые "уровни" потребностей - это, по своей сути, потребности стада. Именно поэтому существующая власть никогда не допустит, что бы большинство людей вышло за рамки этих нужд: еда, кров, безопасность и развлечения. Именно на жажде развлечений и останавливается наибольшая масса людей. Именно поэтому власть так старается развить культ развлечений и потребительства - стадом легко управлять, оно не выйдет за рамки предвиденья и понимания.

Вот тут и всплывет вопрос: что может вывести человека из "человеческой кошары" и заставить, несмотря на все старания "свыше", ступить на более высокую ступень?

Этап потребности в социализации на сегодняшний день сильно подавляется общественной информатизацией, возможностью максимально уменьшить личный контакт с другими людьми и позволяющий максимально заменить его какими-либо механическими действиями. Эта тема достойна отдельной статьи, скажу лишь, что решения это проблемы, помимо изменения государственной политики, у меня нет.

Однако, потребность в признании, самоуважении, успехе вполне можно спровоцировать. Недаром Дэил Карнеги писал, что самая большая потребность человека - это желание быть значимым. Но откуда же оно может появиться у человека, который полностью доволен жизнью и не желающего ничего, кроме хлеба и зрелищ?

Как ни странно, ответ на этот вопрос довольно-таки парадоксален. С насиженного места, из зоны комфорта человека могут выдернуть такие вещи, как гнев, зависть, тщеславие, гордыня, похоть...по сути то, что кличется не иначе как смертными грехами человека. Эти вещи могут заставить даже флегматичного человека испытать острые эмоции и начать совершать какие-то действия. Получается, проявления низменных человеческих качеств являются своеобразным "пчелиным ядом" для человеческой личности и, если угодно, души.

Но не торопитесь довольствоваться тщеславием и похотью в порыве самосовершенствования - я не зря назвал их "пчелиным ядом". Они полезны лишь в определенных ситуациях и лишь в малых дозах, поскольку в большом количестве оказывают разрушительное влияние на человека. Сами по себе смертные грехи не несут особой угрозы, однако, поддавшийся им человек может совершить дела очень плохие - и речь тут не о ночной пищевой истерии или, не дай Боже, репостнутых пацанских цитатках. Человек, не сумевший укротить "свои грехи" навсегда останется за кормой совершенствования, и будет вечно плавать в океане потребности в уважении, надувшись от чрезмерно завышенного чувства собственной важности и попахивая тухлой рыбой (или чем похуже).

Вот такие мысли появились сегодня) И, как всегда, остается извечный вопрос: "кому на Руси жить хорошо?" - человеку из стада, довольного тем, что его не убивают, дают еду и возможность веселится, волку, не имеющему моральных принципов и уничтожить которого может только или другой волк, или совесть по прошествию лет, или "сверхчеловеку-Заратустре", которого не примут ни волки, ни овцы, лишь по той причине, что он много лучше их и им невозможно его понять?