Найти тему
Механик

Мотоцикл «Урал». История создания и невероятные рекорды

Есть на Урале провинциальный городок Ирбит с богатой историей, уходящей в далёкое прошлое. Древнейшие поселения на месте города возникли во II тысячелетии до нашей эры. В 1631 году при впадении реки Ирбит в Ницу возникла Ирбеевская слобода, которая при Екатерине II получила статус города за «непоколебимую верность жителей Ирбита своей императрице в борьбе со «злодейскими шайками» Емельяна Пугачёва.

1 сентября 1981 года город отметил своё 350-летие и «За активное участие трудящихся в становлении Советской власти, большой вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Что же это за вклад?

За что город ярмарок и ремёсел получил высокую награду? За то, что во время довоенных пятилеток и послевоенные годы он превратился в индустриальный центр. Во время Великой Отечественной войны в Ирбите были размещены эвакуированные предприятия. Одним из таких предприятий был московский мотоциклетный завод. Город Ирбит превратился в мотоциклетную столицу страны.

Чуточку истории.

В 1939 году Министерство обороны СССР приняло решение о разработке и налаживанию производства тяжёлых мотоциклов для Красной армии. В качестве аналога был выбран немецкий мотоцикл BMW модели R-71.

Одна из версий создания тяжёлого мотоцикла в нашей стране.

Пять мотоциклов BMW модели R-71 были приобретены посредниками в Швеции и тайно доставлены в СССР. Здесь их разобрали, скопировали дизайн каждой детали, и наладили производство моторов и КПП в Москве на мотоциклетном заводе. Здесь в 1941 году сошёл с конвейера первый опытный образец военного мотоцикла, представленный Сталину, который «дал добро» на массовое производство. Мотоциклетный завод в Москве начал производить сотни таких мотоциклов с коляской М-72.

Эту версию опровергает директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов.

Война внесла свои коррективы: московский завод был эвакуирован в Ирбит. Первый эшелон с оборудованием прибыл в Ирбит 19 ноября 1941 года. Станки разместили на площадях бывшего пивоваренного завода. Отсюда началась вторая история тяжёлого военного мотоцикла М-72 с коляской. Спустя всего три месяца — 25 февраля 1942 года — была выпущена первая партия машин.

Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них был, тот же двухцилиндровый двигатель объёмом 746 кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 л.с. Мотоцикл преодолевал любое бездорожье. Немногие изменения, которые появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.

В 1955 году ирбитский завод переключился на гражданского потребителя. Первой гражданской моделью была М-72М.

— Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно! — рассказывает Александр Буланов.

Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит». И только в 1961 году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.

Мечтой многих наших граждан была: приобрести этот мотоцикл. Спрос на них сильно опережал предложение. Стоил он 1961 году 800 рублей и купить его можно было на 9,84 зарплаты.

Завод в 1975 году выпустил миллионный мотоцикл, в 1985 году двухмиллионный, а трёхмиллионный — в 1993 году.

В 1992-1993 годах ирбитчане на своих мотоциклах «Урал» бьют рекорды, которые заносятся в «Книгу рекордов Гиннесса»:

Константин Матвеев проехал в положении с поднятой коляской 338 километров за 8 часов 14 минут 11 секунд.

Анатолий Бикишев и Александр Буланов, поочередно меняясь прямо на ходу, проехали с поднятой коляской 24 часа без остановки, производя дозаправку бензином в движении.

Владимир Глухих проехал задним ходом, не останавливаясь, 171 километр 200 метров за 8 часов 47 минут 23 секунды.

Анатолий Бикишев, Александр Буланов и Константин Матвеев в 1993 году, сменяя друг друга, проехали без остановки 25 505 ки­лометров. Время в пути составило 440 часов, средняя скорость— 57,97 км/ч.

Сейчас мотоцикл «Урал» - легенда. На заводе работает около 150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. На внутренний рынок поступает не более 5% машин, из-за импортных комплектующих стоимость мотоциклов возросла до 500-700 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль.

В настоящее время основными рынками сбыта для завода являются США (до 60% мотоциклов) и страны Евросоюза. В этих странах работают десятки дилерских центров. Несмотря на высокую стоимость мотоцикла (в США до $15000), мотоциклы «не залеживаются на прилавках магазинов». При поступлении мотоциклы тут же раскупают. Ирбитские «Уралы» пользуются спросом и продаются также в Австралии, Канаде, Китае, Японии и в странах Африки.

Мотоциклы «Урал» сегодня выпускают малыми сериями по 20-30 штук, используя импортные комплектующие, отечественный металл и наши руки. В основном, это - мелкосерийное ручное производство высокого качества. Эксклюзив!

Подписывайтесь на группу Механик ВКонтакте

Вам понравилась статья, подписывайтесь и не забудьте поставить лайк.