До 1962 года из знаменитого обмена на Шпионском мосту у нелегалов был скудный выбор — погибнуть с честью или жить предателем в чужой стране. Этот обмен был чуть ли не первым случаем в истории холодной войны Советского Союза с США, когда таким образом удалось поменять разведчиков. Такого дипломатического опыта еще не имели. И нужно было положить много сил, чтобы такой обмен состоялся. Железная выдержка и достоинство, с которым Абель вел себя в заключении, создавало вокруг него ореол славы. И отказ от сотрудничества с американцами сыграл в этом обмене не последнюю роль.
Начало этой истории читайте здесь:
Фильм Спилберга оставляет странное послевкусие. С одной стороны, приятно, что героем картины стал наш разведчик, причем авторы выбрали образ мужественного и стойкого человека, который вызывает уважение даже у американцев. Именно таким Абель и был. Достойным, хладнокровным, спокойным и интеллигентным.
С другой стороны, по фильму щедро разбросана и откровенна клюква. Например, летчик Пауэрс в картине превращается в настоящего героя, который достойно выдержал ужасы застенков КГБ. На полу его камеры воды по щиколотку, а самому Пауэрсу не дают спать, допрашивая круглые сутки, бьют и щедро поливают водой. На самом деле Пауэрса уже тогда готовили к обмену. Он сидел во Владимирском централе, его содержали в большой сухой камере, он делал, что хотел. Ему разрешали свидания. Он много писал, наверно, готовил мемуары, много читал.
Или другая сцена из фильма: Дело происходит в Советском посольстве в Берлине. Адвокат Донован встречается с якобы родными Абеля. Липовая жена безутешно рыдает, утирая слезы ситцевым платочком, что повязан на ее голове... Но вдруг по команде советского дипломата Шишкина внезапно успокаивается. А затем вся троица родственников строем уходит, чуть ли не маршируя в ногу. Конечно, Спилбергу хотелось побольше фантазии об ужасах Советской России, чтобы американский зритель посмотрел и принял это кино.
За рубежом, не зная истинной подоплеки дела, и по-прежнему называя Советский Союз империй зла, фильм, конечно, приняли с восторгом. А вот, что писала о премьере этого фильма газета «Вечерняя Москва» в статье под названием «Спилберг и Хэнкс построили мост в прошлое»: «Каким бы красивым, опрятным и замечательным ни был «Шпионский мост», он все равно содержит в себе массу замаскированных и не очень плевков в сторону России... Под властью Советов люди гибнут от холода и пухнут от голода, а в США по-прежнему встаёт солнце и все радостно. К сожалению, именно такой лейтмотив у этого фильма,.. Поэтому и смотришь новое детище режиссёра, вроде бы, как красивую сказку по реальной истории, а осадок остаётся».
И к этому нечего добавить. Кроме того, что наши советские фильмы о разведчиках, такие как «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша (1968), тетралогия фильмов о резиденте Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986)», куда более интересны, реалистичны и содержательны.
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о замечательных многосерийных фильмах с участием Вячеслава Тихонова «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой (1973) и «ТАСС уполномочен заявить» Владимира Фокина (1984).
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ:
************ ЧИТАТЬ ****************************** ЧИТАТЬ ************
************ ЧИТАТЬ ******************************* ЧИТАТЬ *************
Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте также оставлять комментарии, высказывать ваши мнения!