3 подписчика

Работаешь на "Дядю" и решил заняться своим делом - это тебе поможет!

Приветствую! Когда-то я и сам начинал свой бизнес (texniksoyz26), и набил на этом много шишек. Пожалуй, моей самой главной ошибкой при запуске первого дела было отсутствие бизнес-плана. Без него я не знал не только, куда двигаться, но и то, насколько верно я иду, нужна ли корректировка, соответствует ли денежный поток норме.

Когда я запускал новые бизнесы, то всегда начинал работу именно с составления бизнес-плана. Это, если хотите, дорожная карта, ваш ориентир, ваш компас. Но не в коем случае не ограничитель или диктатор, это такой же инструмент работы, как, например, онлайн-касса или CRM-система.

texniksoyz26
texniksoyz26

Что такое бизнес-план

Когда вы работаете на «дядю», вам нет нужды что-то планировать и рассчитывать – кроме собственного домашнего бюджета. Но когда вы начинаете работу на себя, без продуманного плана не обойтись.

Бизнес-план – это ваше руководство к действию. Его наличие позволит вам адекватно оценить риски и сравнить реальные успехи с планируемым ходом дел и ситуацией у конкурентов.

Бизнес-план должен отвечать на следующие вопросы:

· Насколько актуальна бизнес-идея?

· Каково ваше уникальное торговое предложение (УТП), позволяющую вам отстроиться от конкурентов?

· Какова будет рентабельность бизнеса, какие предполагаются доходы и расходы, размер денежного потока?

· Каковы возможные проблемы и есть ли пути их преодоления? Сколько это будет стоить?

· Каковы контрольные показатели (например, через год выйти на оборот в 1 миллион рублей в месяц, а через 3 года – на оборот в 7 миллионов)?

· Понадобятся ли заемные средства и если да – то как они будут распределены и в какой срок взятые обязательства будут погашены?

Подробность составления бизнес-плана зависит от целей и задач, стоящим перед предпринимателем и, конечно, объема его дела. Понятно, что если открываете цветочную лавку или магазин косметики, то сложных планов здесь не нужно. Но если речь идет о небольшом заводе с уникальной методикой производства, когда планируется привлечь инвесторов и госсубсидии – это другое.

Если вы делаете бизнес-план «под себя», то можно ограничиться буквально 2-3 схемами и 3-4 листами в Word’е, где зафиксированы основные показатели.

Но если планируется что-то крупное, без профессионального оформления не обойтись. Помимо бизнес-плана потребуется и красочная презентация, и чек-лист, и детальный расчет денежных потоков, и исследования конкурентов – много чего.

Бизнес-план в таком случае выступит некой маркетинговой платформой, с помощью которой вы будете привлекать инвесторов и потенциальных заказчиков.

Меня часто спрашивают – стоит ли покупать бизнес-план. Думаю, что не стоит. Бизнес-план должен быть, в первую очередь, о вас и для вас. А ваших показателей аналогов не будет. Покупать бизнес-план или брать готовое решение в интернете – это всё равно, что идти на ЕГЭ с выученными прошлогодними ответами.

Другое дело, если речь идет о кейсах. Тут пользоваться чужим опытом можно и даже нужно, и чужие кейсы, как удачные, так и не очень, можно включать в бизнес-планирование.

С чего начинается подготовка бизнес-плана

Разработка собственного бизнес-плана начинается с ответа на ключевой вопрос: на чем планируется заработок? Это определит специфику дела и задаст тон всему планированию. Когда вы будете держать в голове мысль: «А как это поможет мне заработать деньги?», вы не будете ударяться в дебри при планировании и слишком отходить в сторону.

На подготовительном этап вам нужно:

· проанализировать конкурентов и понять, за счет чего они получают прибыль и какие бизнес-процессы используют;

· проанализировать сферу и нишу и понять, сможете ли вы вообще здесь заработать;

· продумать собственное УТП, позволяющее выделиться и сразу «зацепить» заказчика или покупателя;

· прописать каналы привлечения клиентов;

· указать ассортимент услуг и товаров, которые вы будете предлагать;

· прикинуть размер начальных инвестиций, регулярных трат, налогов, оборота и прибыли.

Как правило, выполнив эту работу, бизнесмен понимает, сможет ли он «вытянуть» задуманное дело – или стоит попробовать какую-то идею.

Что включается в бизнес-план

Когда вы начинаете планировать своё дело, важно структурировать свои задумки и разграничить несколько сфер бизнес-плана. Не нужно мешать всё в кучу, лучше прописать жесткую структуру и следовать ей. Так вы всегда сможете вернуться к какому-то слабому месту и подредактировать его.

Более того, упорядоченный план позволит вам в любой момент подключать ту или иную часть и передавать ее вашим менеджерам для реализации или контрагентам для ознакомления.

Предлагаю такую структуру бизнес-плана:

· преамбула, в которой описывается УТП, основной ассортимент и условия ведения бизнеса;

· анализ рынка, из которого становится ясно целесообразность проекта;

· анализ конкурентов, где вы показываете, чем отличаетесь и почему лучше;

· организационный план, в котором описывается структура вашей компании;

· производственный план, где вы описываете, как именно будет построено производство, отлажены отношения с поставщиками и т.д.;

· финансовый план – т.е. ориентировочная бухгалтерия;

· маркетинговая стратегия – как вы будете раскручиваться.

Также в бизнес-план можно включить элементы брендирования. Опишите вашу миссию, цели и задачи, стоящие перед компанией. Придумайте логотип и объясните, что он значит. Если это важно – подумайте, в какой форме будут работать ваши сотрудники и что она будет символизировать (очень важно для предприятий в сфере торговли).

Обязательно добавьте название вашей фирмы, изображение логотипа и текст девиза на каждую страницу. Это придаст бизнес-плану целостность и завершенность.

А теперь немного подробнее о каждой части бизнес-плана.

Анализ рынка и конкурентов

Базовая часть, которая должна присутствовать в любом планировании. Здесь важно не просто описать: «Летом в городе работает недостаточно киосков с мороженым, поэтому поставлю в парке свой лоток!». Этого недостаточно.

Необходимо обратиться к статистике. Подсчитайте, сколько условных лотков с мороженым стоит по городу, в каких местах, какой там трафик, как часто люди совершают там покупки, можно ли предлагать им сопутствующие товары, например, воздушные шары иди сладкую вату.

Учитывайте:

· уровень дохода ваших покупателей;

· экономическую ситуацию на локации;

· технологический прогресс;

· спрос и предложение на аналогичные услуги;

· социально-культурные особенности (например, в мусульманских регионах не едят свинину, но там хорошо пойдет продажа халяльной продукции).

Здесь же подумайте о марже, поставщиках и средних ценах. Возможно, окажется, что ваш оборот будет велик, а вот прибыль окажется с гулькин нос за счет низкой маржи, которую никак нельзя накрутить, или высокой стоимости расходных материалов.

Будьте осторожны со сферами, где нет или почти нет конкуренции. Возможно, там нет денег по указанным причинам – потому и нет желающих заниматься этим бизнесом.

Организационный план

Здесь прописывается структура вашей компании. Кто будет стоять во главе, сколько отделов будет создано, сколько сотрудников для выполнения каких задач нужно привлечь.

Обязательно укажите, какие задачи будут отдаваться на аутсорс – например, ведение бухгалтерии, таргетированная реклама в соц.сети Facebook и Instagram. Это позволит сэкономить на ФОТ (фонд оплаты труда), который обычно составляет львиную долю расходов начинающего предпринимателя.

Опишите, как планируется проводить обучение сотрудников. Например, если у вас высокотехнологичное производство – на такие станки гастарбайтеров не наберешь. Учтите в будущим расходах деньги на переобучение и повышение квалификации.

Производственное планирование

В данном разделе нужно указать, как именно будет построена работа фирмы. А именно:

· с какими поставщиками планируется сотрудничество;

· где будет размещена компания и производственные помещения / торговые площади;

· логистика (взаимодействие со складом, особенности доставки заказа клиенту, использование курьеров и т.д.);

· как будет подбираться персонал;

· какое нужно оборудование и транспорт.

Здесь же указывается смета первоначальных расходов и расчет амортизации.

Финансовое планирование

Одна из главных частей бизнес-плана. Ваша цель – заработать деньги, и в этом разделе нужно указать, как вы будете это делать. Здесь указываются расходы:

· постоянные – не зависящие от объема продаж или производства, например, аренда помещения, ФОТ, коммунальные платежи, ведение бухучета, амортизация;

· переменные – который напрямую зависят от объемов работы, например, транспортные расходы, электричество, сырье, расходники и т.д.

И постоянные, и переменные расходы должны быть учеты при ценообразовании готовой продукции.

В финансовой части бизнес-плана нужно указать источники дохода – чем детальнее, тем лучше. Также можно наметить способы уменьшения себестоимости продукции и увеличения маржи.

В планировании нужно учесть налоги, расходы на рекламу (маркетинг), обучение персонала, инкассирование, а также заложить фонд на непредвиденные расходы.

Маркетинг и реклама

В данном разделе нужно описать каналы, посредством которых вы собираетесь рекламироваться. Это могут быть:

· традиционные печатные и электронные СМИ;

· радио и телевидение;

· баннерная реклама и растяжки на улицах;

· Таргетированная реклама на целевую аудиторию в Facebook;

· ведение социальных групп и официального сайта компании.

Пропишите бюджет под каждый канал коммуникации и рассчитайте, сколько в среднем будет стоить привлечение клиента. Проведите различие между брендовой рекламой и целевой (таргетированной). Естественно, таргет на первых порах эффективней и предпочтительнее.

Основные ошибки новичков при составлении бизнес-плана

Так как я создал немало бизнес-планов, то могу дать несколько советов новичкам:

· пишите бизнес-план именно «под себя», не берите готовые макеты и схемы (если только для ознакомления, как это вообще делается);

· не пишите сразу бизнес-план с первой страницы, а сделайте базовые наброски, тезисы, которые потом разовьете в полноценные разделы;

· не бойтесь корректировать и исправлять: бизнес-план – это ваш инструмент, с которым вы работаете, и он должен отвечать реалиям;

· проанализируйте и учтите риски и форс-мажоры;

· однозначно поставьте цели и создайте контрольные показатели, по которым будет проверять ведение своей работы;

· ставьте реальные сроки – за год выйти на огромный оборот с небольшим объемом и средней маржой нереально;

· продумайте как минимум два варианта развития событий – пессимистичный и оптимистичный, реальный исход будет где-то между ними;

· пропишите схему возврата инвестиций или займов.

Бизнес-план должен быть полным в той степени, как это необходимо проекту. Не увлекайтесь планированием, а переходите к действиям. Реальная ситуация покажет, насколько ваш план был жизнеспособен, учли ли вы все факторы. Корректируйте план на ходу – и тогда развитие бизнеса обеспечено!

Здесь можно получить бесплатный аудит сайта, социальных страниц Facebook и Instagram, провести анализ воронки продаж - Жми.