Как мы НЕ выбрали светскую этику в 4 классе

В этой статье я поделюсь опытом изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в те времена, когда теперешний восьмиклассник был в 4-м классе. Так что часть информации могла немного измениться.

Весной, в третьем классе, родители всего класса писали заявление... При чём через детей было передано как заявление, так и какой модуль выбирать : "Основы православной культуры". Большинство по словам сына так и написали. Мы давно стараемся с супругой научится делать как нам лучше, а не по указке - как приучены с детства. А если есть выбор, то надо и разобраться, что лучше. Потому мы почитали, что пишут про курс в интернете, отзывы на учебники, сами полистали учебники, послушали радиопередачи на тему с приглашёнными экспертами. Почитали, что пишут профессионалы из Института философии РАН. Особенно нас впечатлил негативный отзыв на учебник Светской этики. С христианством пусть и с позиций практикующих разъяснялось ребёнку достаточно: имелось влияние бабушек. Одна каждую неделю ходила в церковь, а раньше ещё и работала в ней; а вторая бабушка практиковала один из вариантов протестантизма. Обе, конечно, делились информацией с внуком. Православная бабушка ещё и резонно считала, что про православие и его культуру лучше чтобы рассказывал не учитель в школе, прошедший краткосрочные курсы и принуждённый к тому министерством, а профессионал - практик или серьёзно изучающий вопрос культуролог, религиовед.

И выбирая, мы остановились на двух вариантах: исламском и иудейском. Иудеи массово уезжают из России, да и синагоги в нашем областном центре нет с революционных времён. А вот работающая мечеть есть, и практикующие мусульмане в значительном наличии уже тысячу лет. Мы решили выбрать вариант, дающий какое-то представление о более часто встречаемом. И исходя из заявленной задачи предмета мы написали заявление на "Основы исламской культуры". Да и я в религиозном поиске юности немного разбирался в предмете. В общем старались выбрать наименее плохой учебник.

Наступила осень... И весь класс начал изучать... Нет, не основы православной культуры! Это мы бы проглотили. В общем школа переиграла и классная была подготовлена к модулю "Светская этика". До сих пор помню тезисы критики на учебник, по которому учились одноклассники сына. В итоге ребёнок сходил на один урок. Было школьное собрание в начале учебного года, на котором мне пришлось поговорить с зав.учем в присутствии директора. Нам назначили время для встречи, на которую я пришёл с супругой. Вдвоём всегда меньше упустишь, проще разговаривать. Часть встречи нас убеждала завуч в очень корректной форме, что выбирают родители, но простым большинством класса. Мы со ссылкой на закон - не так, это не так. Потом поговорили, что нас не устраивает в курсе Светской этики. Тут пригодился изученный материал. В итоге разговора договорились, что мы пишем заявление на изучение дома, что подготовит работу сын и она его поспрашивает по работе и курсу. И сама принесла нам из школьной библиотеки учебник. По картинке вроде этот.

В этой статье я поделюсь опытом изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в те времена, когда теперешний восьмиклассник был в 4-м классе.

Итак, будучи в самостоятельном плавании мы постарались не халтурить. Сын прочитал учебник достаточно быстро. Некоторые главы мы рассмотрели подробно вместе. Например, изучая и рассматривая историю и варианты шамаиль мы вместе узнали, что бывают и православные - у татар православного исповедания. В главах учебника были вопросы и задания. Часть из них была выполнена сыном. Вместе мы посмотрели почти весь сериал "Луна рода Хашим". Просто смотрели вечерами и обсуждали, без особого насилия - не каждый раз, чтобы не вызвать отторжения. Но просто не успели к зачёту посмотреть весь, ему и наскучило, не каждый же вечер смотреть. Всё-таки для курса 4 класса сериал очень подробен, слишком. Также посмотрели фильм "Мухаммед — посланник Бога". Немного уделили и исламскому праву: были прочитаны несколько глав пусть и из устаревшей книги, написанной европейцем, изучавшем этот вопрос у индонезийцев. С этих позиций были рассмотрены некоторые новости из Саудовской Аравии и ряда других стран, неясные или выглядящие как дикость представителю современной европейской культуры. Уделили внимание и наличию разных ветвей ислама, т.к. учебник изначально только про суннизм ханифитов с упором на татарскую культуру, а у нас проживают кроме того шииты и сунниты шафиитского мазхаба. Рассказал ему про исмаилитов - ассасинов, и как мамлюки остановили нашествие монголов при Айн-Джалуте. В своё время мной было прочитано несколько советских книг и одна западная по этим темам. Посмотрели несколько документальных фильмов про появление алгебры, химии, Авиценну и т.п. Рассмотрели православный взгляд на ислам, в том числе томос Константинопольского Собора 1180 года.

Аттестация была предложена нам в форме реферата и вопросов от проверяющего. Сын писал реферат на выбранную тему на черновике по частям, но чтобы это не было наказанием с большой перегрузкой - с его черновиков набирал на компьютер я сам, внося стилистические правки (не более). Также мы использовали картинки с изображениями мечетей из Медины и Мекки для иллюстраций, может быть были и еще какие-то. Сын сдал реферат, его поспрашивала зав.уч. - и мы получили зачёт. Спрашивал сына, какие вопросы были. Тот ответил, что элементарные. Но если говорить объективно, то материала было изучено на порядок больше, чем могло бы быть рассмотрено в школе при поурочной системе. А раз в неделю у ребёнка было на один урок меньше.

Нам попалась в целом хорошая и корректная администрация в начальной школе. В случае нарушения ваших прав надо не бояться жаловаться и в вышестоящие инстанции в т.ч. в письменном виде.

Надеюсь, что наш опыт будет кому-то полезен.