Найти в Дзене
Castle Quiz

Как научиться лучше понимать кино?

Чтобы понимать кино, лучше всего его смотреть. Серьёзно, большинство фильмов не требуют университетского диплома и тайного знания, хорошее кино – это не закрытый клуб, куда пускают только после собеседования. Фильмы снимаются людьми, про людей и для других людей, так что вам нужно лишь честно выполнять свою зрительскую часть работы – смотреть, думать о том, что на экране, избегать предрассудков, судить о фильме по его собственным правилам. Это доступно всякому, у кого есть мозги и сердце, всё остальное – лишь приложение к главному опыту. Вы можете написать диссертацию о киноязыке, но это никак не изменит ваш живой, настоящий, человеческий опыт просмотра движущихся картинок в тёмном зале. Лучшие мгновения мирового кино (скажем, финал в «Слове» Дрейера или прослушивание винила в «Перед рассветом» Линклейтера) снесут вам башню независимо от того, сколько книжек про кино вы перед этим прочитали. Не любой фильм обязан расколоться перед вами при первом же просмотре. Просто в кино, как и в лю

Чтобы понимать кино, лучше всего его смотреть.

«Метрополис» Фрица Ланга
«Метрополис» Фрица Ланга

Серьёзно, большинство фильмов не требуют университетского диплома и тайного знания, хорошее кино – это не закрытый клуб, куда пускают только после собеседования. Фильмы снимаются людьми, про людей и для других людей, так что вам нужно лишь честно выполнять свою зрительскую часть работы – смотреть, думать о том, что на экране, избегать предрассудков, судить о фильме по его собственным правилам. Это доступно всякому, у кого есть мозги и сердце, всё остальное – лишь приложение к главному опыту. Вы можете написать диссертацию о киноязыке, но это никак не изменит ваш живой, настоящий, человеческий опыт просмотра движущихся картинок в тёмном зале. Лучшие мгновения мирового кино (скажем, финал в «Слове» Дрейера или прослушивание винила в «Перед рассветом» Линклейтера) снесут вам башню независимо от того, сколько книжек про кино вы перед этим прочитали.

«Перед рассветом» Линклейтера
«Перед рассветом» Линклейтера

Не любой фильм обязан расколоться перед вами при первом же просмотре. Просто в кино, как и в любом виде искусства, анализ всегда следует за непосредственным опытом, так что лучшее, что вы можете сделать для начала – это смотреть, смотреть, смотреть как можно больше фильмов. Желательно разных – из разных эпох, течений, стран. Посмотрите голливудские вестерны 50-х, немое кино, фильмы Фрица Ланга и Гая Мэддина, дневниковые фильмы Йонаса Мекаса, «Декалог» Кшиштофа Кесьлёвского, советское оттепельное кино, японскую «новую волну», польскую «новую волну», французскую «новую волну», "берлинскую школу", итальянский неореализм и американский авангард. Количество рано или поздно переходит в какое-никакое качество: как минимум, вы оцените богатство и разнообразие кинематографа, расширите кругозор и собственный зрительский опыт, избавитесь от предрассудков, выработаете вкус и личные пристрастия. Понимание того, как кино устроено, что в нём можно, а что нельзя, когда оно работает, а когда нет, начнёт прорастать само собой.

«Мужское – женское» – классический фильм французской новой волны
«Мужское – женское» – классический фильм французской новой волны

Но хорошо, теперь про книжки. К сожалению, главная книга-трамплин в киноискусство на русском так и не издана. Это «Film Art: An Introduction» Дэвида Бордвелла – большущее, богато иллюстрированное пособие, которое объясняет про кино всё, от устройства кинопроектора и до разбора конкретных сцен и фильмов. Короче говоря, хрестоматийный учебник по киноискусству, написан доступно, переиздавался на западе множество раз. Из минусов – объём, требующий усидчивости, и явный, хотя и объяснимый крен в сторону повествовательного кино.

В качестве альтернативы – «How to Read a Film» Джеймса Монако, тоже известное пособие, переиздающееся с 1970-х.

На русском, увы, чего-то близкого по системности и широте охвата нет.

По теории кино у нас переведены «Теория кино. Глаз, эмоции, тело» Эльзессера и Хагенер и «Эстетика фильма» (Жак Омон, Ален Бергала, Мишель Мари, Марк Верне). Это хорошие обзорные книги по теориям кино XX века, уровень терминологии, правда, чуть повыше среднего. У Эльзессера советую ещё пособие «Studying Contemporary American Film: A Guide to Movie Analysis» - там сначала объясняют подход к интерпретации, а потом с помощью него наглядно разбирают один фильм (моё любимое – про «Крепкий орешек»). Увы, только на английском.

По общей истории киноязыка есть хорошая лаконичная книга «Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства» Сергея Филиппова. Про советское кино почитайте «Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов» Евгения Марголита, если сможете её где-то достать помимо библиотек.

Ещё советуем «Как делается кино» Сидни Люмета и «За спинами наших картин» Люка Дарденна - это хорошие, ясные книги, написанные режиссёрами о своих собственных фильмах, редкая возможность заглянуть на киношную кухню.

-4

У нас есть журналы о кино. «Сеанс», «Искусство кино», Cineticle, «Киноведческие записки». Поройтесь в архивных материалах, найдите авторов, которые вам нравятся, поищите рецензии на любимые фильмы. В «Сеансе» советую цикл «Спасение по правилам» Алексея Гусева.

Ещё есть видеоэссе – самый наглядный из киноведческих жанров. Можно начать с блога «Every Frame a Painting».

Или вот большая подборка за прошедший год:

Новые эссе регулярно публикует англоязычный журнал [in]Transition. На русском языке видеоэссе делают «Кинопоиск» и Cineticle.

🎬Также факты из мира кино, вы можете найти в соответствующем разделе нашей викторины Castle Quiz