1 подписчик

Что надо прочитать, чтобы открыть свое дело?

На этот вопрос очень часто дают следующие виды ответа:

1. Конкретные книги-бестселлеры

2. Советуют прочитать профессиональную литература типо MBA

3. Советуют прочитать закон

4. Советуют ничего не читать, а делать и делать!

Так, что же выбрать?

Откуда возникает такой вопрос? Дело в том, что бизнес - это очень сложная система. Если рассматривать с точки зрения заинтересованных сторон, то тут мы встречаемся: с клиентами, с поставщиками, с сотрудниками, с партнерами по бизнесу, с финансовыми организациями, с государственными организациями, с конкурентами, а также с влиянием на интересы этой системы внешних факторов (таких как: экономический, политический, экологический, технологический, социальный). С каждым из групп стекхолдеров надо построить систему отношений. Для клиентов разработать систему маркетинга, продаж и сервиса. Для поставщиков договора с выгодными для Вас условиями, а потом в ходи переговорах их защитить. С партнером по бизнесу разработать адекватный устав. С государственными органами - почитать текущее федеральные законы и подзаконные акты. В итоге: если это все просуммировать, то получится крайне сложная система. У человека изначально нет опыта работы в этой системе. Больше скажу, когда человек собирается заниматься бизнесом - то он и не видит всех граней этой системы. И он понимает, что перед ним стоит большой уровень неопределенности. Для мозга это ситуация ступора.

Поэтому, многие люди говорят - дай хоть какую нибудь упорядоченность этой неопределенности!

Давайте разберемся, как происходит структурирование неопределенности? На самом деле с помощью гипотез. Человек предполагает, что наверное это будет так, а вот это будет так. Когда он предполагает - он делает некоторую "ставку". Т.е. например - курс доллара увеличился. Возможны много сценариев. И человек сам выбирает один из этих сценариев и рассчитывает на эту гипотезу. А дальше просто ее проверяет. И корректирует.

На основании чего строятся гипотезы? На основании нашей картины мира. Вернее мысленной модели этой картины. Вернее на основании построеной нами причино следственной связи. Эти модели должны выделять в себе основные жизненоважные блоки. И характерсвязи между ними. Назовем такой тип представления мира "точкой сборки". В бизнесе явным примером такой точки сборки является бизнес-модель Александера Остервальдера. Здесь даны элементы на основании которых строятся некоторая картина бизнеса. На сколько полна эта картина? На мой взгляд не сильно полна, но для старта она подходит! Именно эта модель заставляет человек задать себе правильные вопросы и начать искать информацию во внешнем мире. "Кто наши клиенты?", "А какие вообще есть каналы продвижения?", "А что такое ресурсы?".

Но, на мой взгляд ключевой точкой сборки для бизнеса является таблица в Exell.

Да, для многих это может показаться странным. Здесь нету творчества и сушие цифры. На самом деле творчество тут есть. Вам надо всю вашу бизнес-модель перенести в измиримые показатели. И когда вы это будет у вас в модели появятся "допущения". Например, вам надо ввести конверсию сайта - вы делаете гипотезу, например 1%. А ваш продажник закрывает в заказ, каждого 7го лида. И т.д. Наличие такой модели позволяет вам:

1. Принимать взвешенный рис. Вы уже понимаете, в каких рамках вы работаете.

2. Вы можете поиграться коэффициентами с допущениями и понять какие показатели сильно влияют на ваш бизнес. Например, что будет если я найду офис на 10% дешевле. А если я увеличу конверсию сайта на 10%. Посмотрите, насколько разным будут ваши бизнес результаты.

3. Для себя вы уже управляете неопределенностью.

Возвращаясь к нашему вопросу относительно книг. Какие необходимо читать. Я считаю, что все. Они будут уточнять для вас вашу картину мира. Будут предлагать новые точки сборки. Которые приведут к новым гипотезам. Книги - надо искать для ответа вопросов на эти гипотезы.

Например, вы решили построить бизнес. Взяли модель Остервальдера и не знаете, какие отношения выстраивать с потребителями. Залезайте в интернет, смотрите примеры, выбирайте несколько и делайте на них ставку, дальше экспериментируйте.

Поэтому, начинаем с источников:

1. Как генерировать идею и строить модели

2. Источники, которые отвечают на ваши локальные вопросы

3. Почитайте про правовые аспекты в бизнесе

Сергей Кладко - основатель KLADKO EDUCATION FOND, ExСо-основатель 2х технологических стартапов. @mr.sergeykladko