Вместе с изобретением радио, человек вошёл в новую эру информационных технологий. Перед ним возник новый неизведанный мир, который с каждым годом и десятилетием становился всё более привычным и понятным. В наше время вряд ли можно столкнуться со странными явлениями в телекоммуникационной среде, которым нет рационального объяснения, однако в этом понятном и уже практически "родном" пространстве всё же ещё можно встретить некоторые достаточно мистические вещи.
ФЭГ (Electronic Voice Phenomenon) феномен, который представляет собой одну из самых больших загадок для радиолюбителей и не только. Возможность радиоконтакта с усопшими мотивировала огромное количество людей отправляться на поиски "Неизведанного" с помощью собственного радиоприёмника и диктофона.
Впервые этим явлением заинтересовался американский изобретатель Томас Альва Эдисон, а в последствии и шведский кинопродюсер Фридрих Юргенсон, который написал одну из первых книг, посвящённой теме .
Что такое ФЭГ?
ФЭГ — явление при котором на аудиозаписях возникают посторонние, не свойственные для данной аудиозаписи, звуки или шумы, напоминающие человеческую речь.
Но является ли данное явление частью паранормального мира?
И тут начинается как раз самое интересное.
Большинство случаев фиксации ФЭГ всё-таки можно объяснить с научной точки зрения, не прибегая к парапсихологии. К примеру, поймать на подключенный к усилителю микрофон или электогитару , радиосообщение — уже не считается чем-то сверхъестественным. Объяснить подобное можно довольно-таки просто — музыкальный инструмент является чем-то наподобие антенны с фильтром, которая ловит посторонний сигнал, называемый фоном, а усилитель выступает в роли радиооборудования, который принимает этот фон и производит демодуляцию сигнала. Этим можно объяснить и помехи радиоприёмника между радиостанциями на разных диапазонах приёма сигнала, напоминающие человеческую речь. Хотя, тут всё намного проще.
Но можно ли объяснить подобное, если дело касается старинных фонографов?
Ведь в них полностью отсутствует какое-либо радиооборудование, а запись происходит путём "прокалывания" тонкой иглой барабана с цилиндрической картой под прямым механическим воздействием звуковых волн, т.е. чем громче и четче человек говорит в рупор, тем сильнее давление мембраны фонографа на иглу. Система вращения барабана — инерционная, т.е. под воздействием пружины (позже стали применять электрический двигатель). Граммофон и патефон работают по такому же принципу. Если в первом случае "аномалия" была вызвана работой радиодеталей, то здесь мы имеем полностью механический прибор, никак не связанный с радиоволнами и с передачей информации на расстояние. Но многие исследователи прошлого использовали именно фонограф для своих ФЭГ-экспериментов. Говорить о том, что подобные наблюдения могут хоть как-то объяснять феномен электронного голоса довольно-таки бессмысленно, ведь качество записей, сделанных на фонографе оставалось весьма посредственным. Да и человеческую речь можно было разобрать не с первого раза, поэтому "аномалию" могло создать всё что угодно — слишком быстрая или же слишком медленная скорость прокрутки цилиндрического записывающего устройства, да и сам голос, который зачастую накладывался на ранее записанный фрагмент, создавал некий "мистический" эффект.
С приёмом радиосообщений на оборудовании, для этого не предназначенном и качеством экспериментов, проводимых на фонографе Томаса Эдисона, мы разобрались. А что там с современными диктофонами, которые не включают в себя функции радио?
С приходом в наш мир технологий магнитной и цифровой записи ситуация кардинально поменялась, все проблемы с качеством, скоростью и методом чтения фонографов были решены.
Но ФЭГ никуда не делся. Да-да люди продолжали замечать на своих записях звуки, которые были похожи на человеческую речь, в тех местах звуковой дорожки, где их никак не могло быть. Зачастую они слышали голоса умерших родственников или же речь людей из далёкого прошлого. Как это объяснить? Это смотря с какой стороны подойти к вопросу. Рассмотрим данную тему с позиции скептика.
Человек часто выдаёт желаемое за действительное, порою если очень сильно убедить себя в чём-либо, то через некотороё время можно будет наблюдать подтверждение своих убеждений в реальности — таковы особенности нашей психики. Желание искать закономерность и какой-то порядок в хаосе мы называем — апофения.
Одним из примеров этого представления может послужить фотография "Марсианского лица", сделанная станцией "Викинг-1" в 1976 году.
Данный снимок породил целый ряд теорий о происхождении этого образования на поверхности красной планеты . Большинство из них свидетельствовали о рукотворном возникновении "Марсианского лица"
Однако!
Снимок 2001 года, сделанный АМС "Mars Global Surveyor", полностью развеял множество подобных теорий.
Как оказалось "Лицо" имело вполне естественное происхождение.
А теперь отставим позицию скептика на второй план.
Как я и говорил в предыдущей статье. Человеческий разум - материальная структура, которая по закону сохранения энергии, после гибели физического тела, продолжает существовать в той или иной форме. Невидимые глазом, но наблюдаемые иными способами, радиоволны могут частично или полностью взаимодействовать с человеком после смерти. Но проблема заключается в том, что наши устройства не "настроены" на "загробную частоту". Мы не знаем на какой радиочастоте может вещать человеческое сознание отделённое от тела. И где находится сознание в данный момент? Согласно резонансу Шумана — волны низких и сверхнизких частот не покидают пределы орбиты Земли, а очень долгое время резонируют (отражаются) от ионосферы планеты. Но, наблюдение резонанса Шумана является очень сложным процессом, для которого требуется специальная высокочувствительная аппаратура и специально созданные условия проведения эксперимента. На результаты исследований могут повлиять даже шаги людей на километровом расстоянии. Подобные устройства доступны учёным, однако технология наблюдений находится в зачаточном состоянии. Но значит ли это то, что чтобы наладить связь с потусторонним миром нам необходимо специальное оборудование или же нужно часами вслушиваться в шумы диктофона, обрабатывать тонны сигнала? Конечно же нет!
Инструмент для наблюдения за иной формой существования есть у каждого.
Для настройки такого прибора, нам необходимо лишь сконцентрироваться на мыслях об этом человеке. А контакт произойдет уже в другом режиме работы сознания, когда вместо приёма и обработки информации с органов чувств, происходит приём данных из других источников. Сны с участием умерших людей, которые предупреждают живых о каких-либо происшествиях, связанных с их жизнью. Могут объясняться по-разному, но какая из этих версий будет являться истинной — никто точно не знает. В век развитых информационных технологий подтверждение можно найти любому заблуждению. Моя задача остаётся неизменной — дать пищу для размышлений, а вот выводы делать уже вам! ;)