Цели у народников в этом просвещении были разные.
Одни, начитавшись Бакунина и прочих, шли поднимать народ на бунт. Другие шли вести пропаганду, читать крестьянам книги, образовывать их, чтобы лет через 10-20 поднять их на какие-то важные социальные свершения.
Третьи просто боготворили эту прекрасную русскую деревню. Это все, несомненно, не могло привести к результату.
Михаил Александрович Бакунин – это столбовой русский дворянин, близкие родственники которого, несмотря на его бегство и эмиграцию, занимали видное общественное положение. А сам он, оказавшись на отшибе общественной жизни, в силу разных причин и в силу своего авантюрного характера, встал на другие позиции.
В юности он был членом кружка западников. Затем он эмигрировал из России и принял участие в Европейских революциях 1848 года.
Пустился с головой в пучину этих революционных волн. Для него это закончилось драматически, потому что он был арестован Австрийскими властями и выдан русскому правительству. Сидел в Шлиссельбургской крепости, откуда написал проникновенное письмо Николаю I, где признался царю в любви, несмотря на свою ненависть к самодержавию. После этого был отправлен в Сибирь. Незадолго до окончания ссылки он бежал из Иркутска через Японию и, объехав практически полмира, оказался в Лондоне, где сошелся с Герценым.
С этого момента начинается радикализация газеты «Колокол», в которой работал Герцен. Поначалу Герцен скептически относился к Бакунину. Но Николай Платонович Огарев, близкий друг Герцена, души не чаял в Бакунине и поддался его настроениям. Как только Бакунин провозгласил девиз: «К топору зовите Русь!», он нанес огромный вред диалогу между правительством и демократической оппозицией.
После этого момента Александр II перестал читать «Колокол». Между коммунизмом и анархизмом есть принципиальная разница. Если коммунизм говорит об общей форме собственности, общей морали, о наличии определенной социальной организации, то анархизм больше упирает на свободу личности и на не государственные, идущие снизу формы общественной самоорганизации.