Найти тему
Car&Travel

Что вы ещё не видели в Грузии?

Грузия - удивительно разнообразная страна, но большинство отчётов о путешествиях по ней почему то ограничиваются окрестностями Тбилиси и Военно-Грузинской дорогой с храмом Святого Георгия в Степанцминде. Иногда в отчётах мелькают еще несколько раскрученных мест, но лучшая часть этой страны, безусловно, за высокими перевалами, на которых никогда не было асфальта, и в дальних селениях, где до сих пор топят дровами и ходят за водой в колодцы.

К сожалению, горные дороги оставляют немного шансов легковушкам, на которых в основном приезжают туристы, но если вам повезло, и вы владелец внедорожника, или хотя бы сколько нибудь выносливого кроссовера, вы можете увидеть совсем другую Грузию, настоящую, не смазанную так обильно деньгами многочисленных туристов.

-2

К примеру, если по пути из России, не доезжая Тбилиси, сразу за Жинвальским водохранилищем, свернуть налево, вы попадёте в один из самых малонаселенных и неизъезженных районов страны - Хевсуретию. Хеви по-грузински - овраг. Всю дорогу вы будете ехать сначала по одной стороне горного хребта, а преодолев перевал Медвежий Крест, высотой 2676 метров - по другой, и плавно спуститесь в самый низ ущелья, к реке Аргун.

Село Муцо
Село Муцо

Там, у самой границы с Чечнёй, будут стоять два древних села-крепости: Шатили и Муцо. Оба села, когда то полностью выселенные и заброшенные, сегодня отреставрированы и доступны совершенно бесплатно для туристов, которые решились на этот сложный, но очень красивый путь. Кстати, путь проходим и на средней легковушке, но времени занимает значительно больше.

-4

Покинув Хевсуретию снова не стоит спешить в Тбилиси: если по пути в Шатили вы ощутили, что ваша машина способна на большее, советую проехать до другого горного региона страны: Тушетии.

Дорога в Тушетию, по версии канала National Geographic, входит в число самых опасных в мире маршрутов. Она проходит вдоль самого обрыва, прижимаясь вплотную к скалам, и доступна лишь с мая по начало сентября. Всё остальное время Тушетия полностью изолирована от внешнего мира.

-5
-6

Иногда вам на крышу будет падать небольшой водопад, а время от времени, вам придётся пересекать небольшие горные реки, текущие в пропасть прямо поперёк дороги. Всё это выглядит довольно впечатляюще, но на деле, опять же, дорога проходима для хорошего кроссовера. Главная опасность на дороге - не её состояние, а перегревы агрегатов от непрерывного подъёма.

-7

Непрерывный подъём вверх будет извиваться до самой вершины перевала Абано на высоте 2850 метров, и потом вас ждёт путь вниз, на котором главное - грамотно тормозить коробкой передач и по минимуму пользоваться тормозами, которые на 20-километровом спуске можно очень легко перегреть, о чём напоминают многочисленные могильные камни и венки вдоль обочины.

-8

Село Омало, обычно являющееся целью поездки в Тушетию, на нас впечатления не произвело. Собственно, дорога в Тушетию, на мой скромный взгляд, интереснее самой Тушетии.

Тушетия
Тушетия

Если соберётесь ехать на этот маршрут - планируйте на дорогу в один конец весь световой день. Ночевать на перевале особо негде, и даже плоских мест для палатки не так много, а ехать там ночью очень опасно. Лучше остановиться у реки в самом начале перевала, на отличной ровной поляне почти сразу за селом Лечури, и утром продолжить дорогу.

Третий маршрут, о котором я вам хочу рассказать, технически для автомобиля и водителя может оказаться даже более сложным, чем дорога в Омало. Речь пойдёт о маршруте из довольно известной столицы горной Сванетии - Местиа, через немного менее известное село Ушгули, известное как родина известного альпиниста Михаила Хергиани, вниз, к селу Лентехи, в обход всем известной асфальтовой дороги от моря.

Горная община Ушгули
Горная община Ушгули

Уже сразу за Ушгули дорога превращается в каменистый триал, где местами едва хватает клиренса внедорожника в 22 см, и скорость падает до 5-7 км/ч. Сложность дороги с лихвой покрывается открывающимися вокруг видами и острыми ощущениями от вождения, но без прочной подвески, большого клиренса, и хорошей толстой резины с полноценной запаской туда лучше не соваться. К сожалению, с самых сложных участков этой дорог у меня традиционно не осталось фотографий, так как при езде в одну машину в такие моменты не до них, но вы можете привезти свои, побывав там!

Хотите еще информации про Грузию? Ставьте лайки и пишите в комментариях о чем еще нужно написать!