1,1K подписчиков

Каким был первый фильм, снятый в России?

630 прочитали

  Больше 100 лет назад, в те далекие времена, когда технологию движущейся фотографии именовали «синематографом», встретились два человека: чиновник, работающий на железной дороге, и фотограф, успешно

Больше 100 лет назад, в те далекие времена, когда технологию движущейся фотографии именовали «синематографом», встретились два человека: чиновник, работающий на железной дороге, и фотограф, успешно промышляющий продюсерской деятельностью. Чиновника звали Василий Гончаров, и он страстно любил писать, а фотографа звали Александр Дранков, и любил он всякую авантюру.

Результатом этой встречи стал первый, самостоятельный игровой фильм «Понизовая вольница» (1908), который сняли в России и который даже не понятно, кто режиссировал. Одни источники называют режиссером исполнителя главной роли Владимира Ромашкова, другие же пишут: «режиссировал случайный человек». Последнее, конечно, маловероятно. Я склонен думать, что у картины режиссера вообще не было. Был оператор с диковинным для тех лет устройством на треноге, продюсер Дранков, который с легкостью исполнял обязанности оператора, ну и актерская труппа.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что же представляет собой это действительно полноценное кино, пусть и короткометражное? (Никакого другого, к слову, и не было). Это 6-минутное повествование о похождениях разбойника Стеньки Разина. Повествование, конечно, предельно наивное, по-театральному утрированное. Вполне обоснованно после премьеры пресса писала:

театральная постановка с применением синематографа

Здесь актеры из Петербургского народного дома бегают, размахивают руками и ногами, причем зачастую повторяя одну и ту же пантомиму в одной сцене. Внимательно присмотревшись, можно заметить, как оператор неумело работает с камерой. В движениях камеры угадывается их спонтанность и незапланированность. Видно, что порой объектом съемки становятся актеры, которые до этого уже отыграли и откричали все что было нужно, но просто не попали в кадр. И вот они стоят, растерявшись перед стеклянным взором объектива, и в итоге решают повторить все свои телодвижения по новой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм состоит из коротких сменяющихся сцен, которые связаны лишь интертитрами. Без них, я уверен, было бы мало что понятно. Раскрывать сюжет, уложенный в 6 минут, не имеет смысла. Лучше посмотреть фильм. Одним словом, это кинотеатральная версия пьесы, написанной Василием Гончаровым по мотивам известной песни «Из-за острова на стрежень».

К слову, в фильме даже есть спецэффекты, точнее спецэффект. Он связан с самым запоминающимся моментом истории. Когда Стенька Разин поднимает княжну над головой, актрису заменяют на манекен, который актер и бросает в воду. С помощью монтажной склейки это обстоятельство сделали малозаметным.

  • Ставьте лайк, если статья была любопытна и подписывайтесь на канал