2 подписчика

Дом, который не достроил Джек. Часть 2.

В этой стране инвестор определяется/понимается/маркируется как дичь или охотничий трофей. В худшем варианте – враг. Вспоминая классический фильм с Лениным и тупым, но вооружённым дядькой – дополнительная метка «мироед/хапуга». И что бы не пели нам в уши великие «экономисты-эксперты» (широким спектром от Кудрина до пожиже, типа всяких профессоров и бывших чиновников), к слову – никогда на реальном производстве не работавшие и ни одной инвестиции не освоившие - за МКАД жизнь иная. Конечно, гениальные инвесторы, родственно и «скрепно» близкие к вождю, не принимаются во внимание – отдельное правотворчество и правоприменение. А для упрощения «работы» с рядовыми инвесторами стараются поддерживать в населении именно ленинские понятия. Так сказать – «формируем благоприятную среду». Чтобы в случае чего было непонятно «то ли он украл, то ли у него украли», а «осадочек» был правильный – всё равно враг. А те, которые с «горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками» - они с народом.

Поведаю одну историю.

Тихая российская провинция. Не богатая, с убитыми дорогами, не юг и не север – обычная в общей безысходности светлого пути. Районный центр, город фактически, с населением больше 70 тыс., с убитой инфраструктурой и всеми прелестями российской глубинки. По сути, все они, районные городки - одинаковые. Убогая архитектура, площадь с памятником, буйство коммерции в виде магазина «Магнит» и прочее обыкновенное.

Так вот, про инфраструктуру. Собственных средств для поддержания этого сложного технологического комплекса хотя бы в степени воспроизводства у подавляющего большинства муниципалитетов нет. «Движение есть – прогресса нет». Всё стареет, ломается и, что самое прискорбное – оплачивая полноценно услугу, средний россиянин услугу не получает – нет температуры, напора, санитарных условий и т.д. Про стандарты вспоминать бессмысленно. С другой стороны – а куда среднему россиянину из своего районного городка деться?

И муниципалитет привлекает инвестора. «Вот, первым делом, теплоснабжение надо наладить». Варяга, конечно. Кто ж из «своих-родных» полезет эти «авгиевы конюшни» разгребать и деньги немалые тратить? Управляющие компании – посытнее бизнес.

И всё как положено по закону – конкурс, технико-экономическое обоснование, банковские гарантии. Т.е. не просто «пришёл», а подтвердил документально, что «могу», «есть», «принимаю обязательства» и т.п. Выиграл конкурс и подписал договор с муниципалитетом. Всем хорошо и понятно - городок получает новую котельную, а инвестор через 6 лет возвращает свои деньги и, эксплуатируя котельную, зарабатывает прибыль в рамках устанавливаемого вышестоящей властью тарифа. Вроде, всё нормально.

Конкурс проходит в августе. Инвестор получает на руки документ – результат конкурса. И, подписав договор на аренду имущества, в сентябре вступает в права. Можно приступать к эксплуатации.

Но вдруг сентябрь! Скоро отопительный сезон. Инвестору вышестоящая власть в области, где процветает этот городок, намекает «отопительный сезон – включить к дате без сомнений и отговорок!». Надо отметить интересный момент – теплоснабжение, в общем, и котельная в частности, это комплекс технологического оборудования повышенного риска и его эксплуатация требует наличия лицензии. Получить её можно только при наличии оборудования. Т.е. инвестор попал в ситуацию – вот только оборудование получил и сразу давай начинай эксплуатировать. А получение лицензии – не один месяц. И для получения лицензии нужно предоставить оборудование, соответствующее требованиям эксплуатации. А оно (то, которое в наличии и передано по договору аренды) не только «не соответствует» - оно техногенно/аварийно опасно.

Инвестор, участвуя в конкурсе, предоставил и защитил план – «проект-новое оборудование-запуск». Т.е. изначально договорённости, в т.ч. документально принятые обеими сторонами были про «вложить-построить-запустить-окупить». А тут со старта такой срочный конфуз. Хотя и ожидаемый.

Не вопрос. Инвестор согласился с требованиями и запустил (ремонт, обучение персонала, тестирование, запуск) теплоэнергетическое оборудование в срок. Получил благодарность от областного начальства за открытие отопительного сезона без задержек. Однако лицензию в срок ему не оформили. Не оформили её и потом, поскольку оборудование не соответствовало требованиям надзорных органов. Т.е. все страхи риски инвестора остались с ним (работа без лицензии), а «ништяки и плюшки» своевременного открытия отопительного сезона у областного начальства и главы городка.

Дальше инвестор, по своему плану, начал проектировать обновление теплоэнергетического комплекса и планировать приобретение нового оборудования. Оплата проектов, предоплаты за оборудование, текущие ремонты и т.п. Деятельность начала осуществляться, инвестиции тратиться. Надо отметить, что подготовка проектов и приобретение оборудования также были невозможны без вступления в права эксплуатации. Т.е. как и риски эксплуатации негодного оборудования без лицензии, так и инвестиционная деятельность – начались одновременно, с началом отопительного сезона.

Дальше – больше. Началась финансово-хозяйственная деятельность и выяснилось, что всеми платежами заведует управляющая компания и, из обещанной и подтверждённой документально руководством городка собираемости 85-90%, реально до компании-эксплуатанта оборудования доходит 65-75%. Т.е. экономика предприятия недополучала до 25% планируемых платежей ежемесячно и, как следствие, не могла полноценно рассчитываться с поставщиками энергоресурсов средствами от текущей деятельности. Если изначально предполагалось привлекать заёмные средства только на инвестиционную деятельность, то в процессе инвестору пришлось покрывать неплатежи – иначе поставки газа просто прекратились бы.

Плюс к этому, поставщик энергоресурсов отказался заключать договор на поставку, мотивируя это тем, что от предыдущего эксплуатанта остался долг. Инвестору пришлось погасить чужую задолженность, выразившуюся в двухмесячном объёме платежей за тепло для городка.

Инструментов для решения подобных проблем немного – исключение управляющей компании и з цепочки платежей и работа с должниками. Альтернатива – коллапс кредитной задолженности и потеря уже вложенных средств. Однако руководство городка, привыкшее жить в долг у Межрегионгаза и постоянно договариваться от отсрочках – негативно восприняло инициативы инвестора. Тем более, вот «родная» УК и вот варяг – что ближе к «телу»? Взаимопонимания с руководством городка достигнуть не удалось – «ведь есть же управляющая компания и зачем иные способы».

Дальнейшее погружение имело банальный сценарий. Социальное недовольство и многократные собрания жильцов против новой схемы платежей, отказ управляющей компании от погашения предыдущей задолженности, раздражение областного начальства «скандальным» инвестором, претензии Межрегионгаза. Работа с должниками, в том числе юридическими лицами, тоже не добавила позитива. Разбирательство с платежами вылилась в местные средства массовой информации как «мошенничество с платежами, а не инвестиции» - причём виновным стал инвестор, так как «раньше было спокойно!».

Средства, потраченные инвестором на проектирование, ремонты и подготовительные мероприятия, а также кредиты на «расшивку» неплатежей» - в расчёт оппонентами не принимались. Хотя прошло всего полгода и всё шло по инвестиционному плану, выигравшему конкурс.

Пик отопительного сезона прошёл на средствах инвестора. Инвестор на практике убедился в том, что никакие договорённости с муниципалитетом не работают, если они становятся невыгодны или неудобны. О технико-экономическом обосновании и инвестиционных планах можно было забыть – всё надо было перекраивать. Основная деятельность инвестора превратилась в «затыкание дыр» и лавирование между интересами областного руководства, Межрегионгаза и руководства городка.

По окончании отопительного сезона на инвестора было заведено уголовное дело по факту незаконного предпринимательства. Поскольку лицензия на деятельность была получена позднее, то работа с арендованным оборудованием до момента получения лицензии была признана незаконной, а средства (платежи за поставленные услуги), полученные в этот период незаконным обогащением. Учитывая объёмы поставляемых услуг – в особо крупных размерах.

Все задолженности, в том числе созданные управляющей компанией и по неплатежам населения были «повешены» на инвестора. По окончании отопительного сезона договор, выигранный по конкурсу, был расторгнут по инициативе руководства городка. Компания инвестора стала банкротом.

В августе в городке снова был проведён конкурс, который выиграла управляющая компания, с которой пытался бороться инвестор. А оборудование осталось прежним и аварийным.

P.S. Интересно, что средства, потраченные инвестором за год мытарств в городке и в "собеседованиях" с различными участниками этого увлекательного спектакля, практически позволили бы полностью обновить теплогенерирующее оборудование. Но, не случилось.