Найти тему
Triada Daily

Для доставки модуля «Наука» к МКС придется использовать «Протон-М» повышенной грузоподъемности

«Скупой платит дважды», - в случае с модулем «Наука» Роскосмосу придется заплатить три, а то и четыре раза. Напомним вкратце основные этапы этой эпопеи.

В далеком 1995 году в ГКНПЦ им. Хруничева начали создавать функционально-грузовой блок №2 в качестве дублера ФГБ «Заря» - самого первого модуля строящейся МКС. ФГБ-2 никогда не планировали запускать в космос – он должен был использоваться на земле для тренировки космонавтов.

В 2004 году, из соображений экономии, было принято решение переделать ФГБ-2 в многоцелевой лабораторный модуль, назвать его «Наука» и отправить к МКС. Как оказалось, переделать было сложнее, чем создать новый – работы затянулись на долгие годы, а запуск постоянно откладывался.

В 2013 году готовый модуль передали в РКК «Энергия» для испытаний, в ходе которых выяснилось, что в топливной системе обнаружены посторонние частицы – за долгие годы на Земле система потеряла герметичность. Модуль отправили назад на завод-изготовитель, планируя продуть и очистить топливную систему.

Потребовалось еще несколько лет, чтобы перепробовать все варианты и выяснить, что всю топливную систему, включая баки, придется менять. Производство топливных баков подобного типа закрыли еще в 90-х, так что придется устанавливать баки от разгонного блока «Фрегат», у которых меньше емкость.

Теперь, чтобы модулю хватило топлива на сближение и стыковку с МКС, придется выводить его на более высокую орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон-М» повышенной мощности. Ракету уже доставили на Байконур, но модуль «Наука» еще не готов – запуск в очередной раз отложили.

К концу 2020 года подойдет к концу гарантийный срок эксплуатации на Земле большинства приборов на модуле. Так что модуль «Наука должен взлететь в ближайший год или навсегда остаться на Земле.