В год её 70-летия готовится большой юбилейный концерт, ажиотаж с ценами на билеты которого затрагивает не только среднестатистических россиян, но и коллег Аллы Борисовны по шоу-бизнесу. К примадонне можно относиться по-разному, но нельзя не признать то, что Пугачёва - уникальный, ни на кого не похожий человек. Она в течение многих десятилетий возглавляла вершину творческого олимпа и оказывала влияние на судьбу многих артистов, порой и не всегда положительное.
Без сомнения, Алла Борисовна – сильная интересная личность, не оставляющая равнодушными никого, как поклонников, так и противников её творчества. В связи с этим, хотелось бы рассказать интересный факт о литературных пристрастиях певицы, которые, так или иначе, характеризуют её как человека. А история такова. В середине 80-х годов молодая художница Дарья Семёнова написала портрет Аллы Пугачёвой. Увидев это творение, Алла Борисовна сказала, что у себя дома его бы не повесила. Стоит сказать, что Дарья – дочь известного советского писателя Юлиана Семёнова, автора многочисленных книг, в том числе и о Штирлице. Так вот именно портрет певицы и послужил поводом домашнего разговора, частной беседы Пугачёвой и Семёнова, в котором были затронуты интересные темы. Одна из них, о любимых писателях и книгах Аллы Борисовны.
«Когда мне было шестнадцать, я была в восторге от Сент-Экзюпери и Грина. Такой период, что ли. А потом мне стал интересен Кафка. Превращения, фантасмагория, представляла себе, как можно фильм такой снять. И вдруг открылся Андрей Платонов. Все плачут над рассказом «Возвращение», а мне больше всего нравятся «Епифанские шлюзы». Страшный рассказ. Леонид Андреев – «Иуда Искариот», книга, которую я перечитывала множество раз. Если я скажу, что мой любимый писатель Булгаков, многие сочтут, что я неискренна. Он стал, к сожалению, модой. И будто бы я это специально говорю, потому как любить Булгакова положено. Я уж в этом никому не признаюсь. Но ведь какой грандиозный писатель! Сейчас самая для меня любимая книга – «Константин Коровин вспоминает». Как бы мне ни было плохо, я открою эту книгу наугад и найду совет, мудрую мысль... Фантастика, а не книга. Будто откровение... А страницы, посвященные Врубелю... Еще люблю воспоминания Шкловского о Маяковском. Мне сейчас ближе такие книги. Они для меня важнее, чем просто беллетристика. Новое читаю сейчас только по совету. Смотрите-ка, люди продолжают отстаивать свободный выбор в любви, но и свахи возвращаются, сватовство. Так и с книгой у меня. Сосватают - буду читать»
Остановлюсь подробнее на одной из книг, названных Пугачёвой в числе своих любимых: «Константин Коровин вспоминает». Почему именно эту книгу выбрала примадонна, особенно для поиска совета, мудрой мысли? Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) – прекрасный живописец рубежа XIX-XX веков, театральный художник. Его кисти принадлежат множество замечательных пейзажей, портретов современников, вместе с тем, эскизов костюмов и декораций. Современники Коровина, признавая выдающийся талант художника, даже не предполагали его литературной одарённости. А ведь с ранних лет он зачитывался Пушкиным и Шекспиром, в годы активного творчества был знаком и тесно общался с великими мастерами слова Чеховым, Горьким, Буниным, Куприным и другими известными писателями. Чехов отмечал, что у Коровина непревзойдённый дар рассказчика. В первые годы революции Коровин жил в небольшой глухой деревушке, оторванный от привычной деятельности. Там и были написаны им первые мемуары о близких людях, товарищах. В 20-е годы художник выехал из России во Францию, где, увы, жизнь сложилась не так, как хотелось бы. Долги, безденежье, болезни. Именно в эмиграции возобновилась писательская деятельность Коровина.
Приведу несколько строк очаровательных воспоминаний художника о счастливом детстве в деревне и впечатления о московской жизни:
«Жизнь в деревне мне, мальчику, была наслаждением. Казалось, что нет и не может быть лучше моей жизни. Целый день я в лесу, в каких-то песчаных оврагах, где высокие травы и огромные ели упали в речке. Там я с товарищами выкопал себе в обрыве дом, за ветвями упавших елей. Какой дом! Желтые стены из песка, потолок мы укрепили палками, постелили ветви елей, сделали, как звери, логовище, печку, провели трубу, ловили рыбу, достали сковородку, жарили эту рыбу вместе с крыжовником, который воровали в саду. Собака была уже не одна, Дружок, а четыре целых. Собаки замечательные. Сторожили нас, и собакам казалось, как и нам, что это самая лучшая жизнь, какая только может быть, за что можно восхвалять и благодарить создателя. Что за жизнь! Купанье в реке; каких зверей видели мы, таких и нет. Пушкин сказал верно: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»
«Надоело в Москве. Надоело все: и театры, и умные картины передвижников, и то, что сказал Толстой, только один рынок Грибной нравится мне: в нем жизнь земли. И накупил я груздей, рыжиков, снитков, балык, кочанной капусты, моченых яблок. Все, что нужно. Так хочется есть весной. И еще купил - большого ручного живого зайца, который ест из рук капусту. Посадил его себе за пазуху в шубу, сел на извозчика и поехал…»
Со времени беседы Пугачёвой и Семенова прошло больше 30 лет. Несомненно, её литературные пристрастия поменялись, но, именно благодаря ей кто-то откроет для себя писательский талант художника, вдохновенно прославляющего красоту жизни, Константина Коровина и, останавливаясь у его полотен в Третьяковке или Русском музее, посмотрит на них иным, более глубоким и вдумчивым взглядом.