Зачем нам учителя?
Глупый вопрос, не правда ли?
Не правда.
Вот я всегда считала, что я расту без учителей. Потому что лично в профессии при том, что у меня были прекрасные учителя, я не столько училась у них, сколько, как бы это сказать, дружила. А так всё сама, всё сама.
Но в какой-то момент до меня дошло, что учителей у меня было так много, что одного поста не хватит. Вообще можно блог открывать «Мои учителя».
А всё потому, что у меня профессия такая. Психолог.
Профессиональному навыку страсти к тому, что изучаешь, меня учил Иван Иванович, заведующий кафедрой географии, страстно влюблённый в лимнологию, науку об озёрах, и другие преподаватели университета, с закрытыми глазами определявшие тип вкраплений в минерал или рисовавшие по памяти топографию отдельной горы Крыма.
Профессиональной позиции быть всегда на стороне клиента, меня учил Крапивин в своих книгах о Великом кристалле
Профессиональному навыку идти от идеи, что люди полны света и им лишь надо помочь его открыть, меня учил Борис Гребенщиков в своих песнях.
Профессиональному навыку показывать человеку его ресурсы, вдохновлять его на работу над собой меня научил лама Оле Нидал.
Профессиональный навык принимать людей такими, какие они есть, позволять им быть собой, меня научили мои друзья. Те кто ушли. Те кто со мной.
Профессиональному навыку думать, осознавать, «читать и видеть»» человека, диагностировать его проблемы меня учили Бьюдженталь, Ролло Мэй, Флоренский, Дружинин, Кьеркегор, Сартр, Камю, Достоевский, Картасар, Борхес, Волков, Фрай… Вот этот список длинной в сто тысяч километров. И всё это мои учителя.
Все, кто влияли на меня как на человека, влияли на меня как на психолога. Связано это у нас, у психологов.
Это ответ на вопрос, были ли у меня учителя. Были.
Теперь ответ на первый вопрос, зачем учителя.
А вот на этот вопрос ответил потрясающий учёный и психолог Лев Семёнович Выготский. К сожалению, мы знаем исследования британских учёных лучше, чем своих. Выготского внешний мир знает лучше, чем внутренний. Его идеи использует весь мир и в возрастной психологии и даже в психологии бизнеса.
Так вот, Лев Семёнович ввёл такое понятие «зона ближайшего развития». Если ребёнок будет делать то, что ему легко удаётся делать, он быстро потеряет интерес к этому делу и бросит его. Если ребёнок будет делать, то, что ему сложно, он быстро потеряет интерес к этому делу и бросит его. И как бы взрослый не плясал вокруг него с бубном, предлагая лёгкие или сложные занятия, ребёнку будет неинтересно. Он потеряет интерес и не будет это делать, а значит, и развиваться в этом направлении.
Вы на себе проверьте так ли это. Я своей дочке предлагаю лёгкий пример, она кричит: «Нет»! Это для первоклашек!», Придумываю сложный: «Нет! Это для четвероклашек!»
А вот если грамотный взрослый – читай, учитель – найдет такое упражнение, которое ребёнку будет делать чуточечку сложно, но в сопровождении взрослого он сможет это сделать как бы сам, вот тут-то он будет счастлив!
Я предлагаю дочке пример чуть сложнее её второго класса, помогаю в затыках и, о, чудо, решила! Сама! Радости сколько! И вот что любопытно: сразу математика стала любимым предметом. Потому что получилось и интересно.
Так вот учитель нужен именно для этого. Определять ближайшие шаги в развитие человека, сопровождать его в этом пути, давать почувствовать, что человек это сделал сам.
Помните, как у Стругацких Наставник остановил мальчишек, готовых сбежать на звездолёт, подсунув им интереснейшую задачку? Они тоже мои учителя.
А ваши учителя кто?
Автор: Галина Науменко
https://vk.com/id302207729