13 апреля 1934 г., ровно 85 лет тому назад, завершилась операция по спасению экспедиции на пароходе “Челюскин”. Отто Юльевич Шмидт, на тот момент главный полярник Советского союза, задумал грандиозный эксперимент - пройти Северным морским путём на неподготовленном судне за одну навигацию. До него за одну навигацию с запада на восток Северный морской путь проходил только ледокольный пароход “Александр Сибиряков”, но “Челюскин” к работе во льдах подготовлен не был. Он был построен в Дании под именем “Лена”, корпус был усилен для работы во льдах, но самостоятельно колоть лёд он не мог. Шмидт переименовал пароход в “Челюскин”, взял на борт 112 человек (в числе которых были женщины и дети) и 2 августа 1933 г. вышел из Мурманска во Владивосток. Быстро стало понятно, что без ледокола пароходу не пройти, и через Карское море “Челюскин” провёл ледокол “Красин”. Дальше судно проследовало в одиночестве. В начале сентября экспедиция прошла мыс, носивший как и их пароход имя русского мореплавателя, Челюскин. Но уже 23 сентября “Челюскин” окончательно зажало льдами и начался дрейф. Течение почти вынесло пароход до чистой воды Берингова пролива, но ветер резко изменился и дрейф пошел в обратную сторону. “Челюскин” раздавило льдами 13 февраля 1934 г. Шмидт был готов к такому исходу событий, и на льду уже были расставлены палатки, с судна были вынесены припасы, топливо и стройматериалы.
Спасали челюскинцев при помощи авиации. Летчики, участвовавшие в спасательной операции, стали первыми героями Советского союза - Ляпидевский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин и Леваневский (который по причине аварии так и не вылетал в лагерь Шмидта). Последний рейс был сделан ровно 85 лет назад. Челюскинцев встречали как героев, все они получили государственные награды, а советский народ называл детей Оюшминальдами (Отто Юльевич Шмидт на льдине). Останки знаменитого парохода нашли только в 2007 г.