Мне сорок лет. И мои воспоминания об уроках труда - это мини-кухня (плиты, раковины, сушилки и разделочные столы), швейные машинки и парты. Бутерброды, гурьевская каша, передник и юбка.
Не могу утверждать, но благодаря этим урокам я никогда не боялась ни плиты (газовой!), ни швейной машинки (с ножным приводом!).
Мальчики. Со слов мужа: токарный и деревообрабатывающий станок, ручной инструмент. Табуретки, волчки, балясины и что-то еще, что уже не вспомнить. Поэтому у меня муж, который точно может гвоздь забить, ниву починить, дом построить и пр.
Для того, чтобы дети могли заниматься трудом (ничуть не реже, чем физкультурой) учителя получали специальное образование. Оборудовались мастерские довольно больших размеров по площади. Имелось оборудование.
Прошло 20 лет...
Я не знаю, что было в этот период. Куда делись швейные машинки и плиты. По какой бухгалтерской статье списались токарные станки и уволились мастера уроков труда. Но то, что я вижу сегодня приводит в ужас!
Дальше я рассказываю как продавец магазина для рукоделия. Мои дети еще малы, и их уроки технологии напоминают скорее ИЗО, чем уроки труда. Но у меня масса примеров, когда программы нашей системы образования дошли до абсурда!
Кто такой учитель технологии? Это учитель, который хоть что-то умеет делать руками и желает на полставки преподавать это. Навык может быть любым: вышивание, вязание, плетение макраме, оформление рамочек и вазочек. А может и нет навыка, но по ходу дела появится. Главное, что это учитель с ВО. Вот какой казус: в программе технология есть, а учителей нет.
Как это выглядит? Дня за три до урока появляется первый нервный родитель, которому надо купить (зачитывают из вотсапа, с бумажки, из дневника или на прямой связи с ребенком): нитки, иголки, шпагат, ленты и бусины. Ну что непонятного-то?
Еще варианты: бисер, нитки, ткань.; нитки и крючок; проволока и нитки; фигурные ножницы и бумага. И еще куча вариантов, но все очень неопределенные.
На секундочку! В любом даже маленьком магазине есть десятки разных иголок для разных целей, нитки - пряжа, катушки, мулине и др, ленты - цвет, размер, цель? Всё это очень нервирует родителей, которые понятия не имеют, что именно их 14-летнее чадо будет делать на уроках технологии. А никто не знает! Не удивлюсь, что и учитель не в курсе.
О-о-очень редко родительские комитеты берут на себя закупку материалов для уроков технологии. Но это скорее заслуга педагогов, которые организуют закупку материалов. Процент организованной деятельности 1/50. На очень серьезном примере: сухое валяние обходилось родителям от 500 до 2000 рублей. Но если бы коллективно и заранее, то сумма не вышла бы за пределы 300.
Вот пример конкретный. Косяком пошли родители мальчиков лет 12-13 за тканью и нитками. Ничего не известно. К концу дня в магазине закончились запасы канвы для вышивания, просто ткани, мешковины и искусственного меха на всякий случай. Оказалось, что они должны вышивать крестиком!
Нет, ну классно, когда мужчина умеет вышивать крестиком. Но представить себе 20 парней за этим занятием я не могу. Это какой-то гротеск!
Еще была волна мам за пуговицами и тканью (я то глупая, подбирала пуговки покрупнее и дырочки побольше). Детей учили пришивать пуговицы. Не знаю какой возраст, но точно средняя школа.
Другой случай рассказан мамой девочки. Полгода на партах учились строить выкройку юбки, а сшить надо было дома и оценка по результату в конце года. Надо ли говорить, что некоторые мамы обратились в ателье.
7-ой класс делал поделки из проволоки и ниток (ну помните таких человечков?). Вооот, теперь это уроки технологии!
Куда делись эти подольские швейные машинки? А знаю, они на авито теперь по 500 рублей продаются. Станки, скорее всего ушли в металлолом. Помещения заняты под первые классы или аренда автошкол и салоны красоты.
Я не понимаю, почему родители протестуют против некачественного питания, против отсутствия туалетов. Но вот уроки "ТРУДА" никого не волнуют? Ведь два часа в неделю дети занимаются совершенно непонятным занятием - ненужным ни им, ни школе. Просто "ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!".
Это я рассказала про один район одного города. А как обстоят дела в ваших школах? Напишите в комментариях. Есть идея поднять этот вопрос на серьезный уровень!