"Не видел Великую Китайскую стену - не был в Китае" - так звучит один и стимулов посетить самое крупное рукотворное сооружение в истории человечества. Честно говоря, я так не считаю, и меня к Стене толкало любопытство и желание сделать собственноручно некую серию снимков на память.
Покопавшись в недрах Инета, я понял, что всё не так просто, и я не хочу увидеть Стену вот такой:
Как видно, на этом участке из-за туристов и Стены-то не видно. :-) И это ещё более-менее удачная фотография.
Время не пощадило Великую Китайскую стену, большая часть её практически исчезла, но с 1984 года китайские власти приняли соответствующую программу, реконструировали несколько отрезков сооружения и не без гордости показывают их туристам всего мира.
Это фото выше сделано на участке Бадалин (кит. 八达岭), который сравнительно легко доступен из Пекина, от чего и страдает. Т.е., ехать на Стену на Бадалин стоит лишь для того, чтобы поставить где-то в блокнотике галочку "Был!".
Я выбрал участок Мутэньюй (кит. 慕田峪长城, пиньин Mùtiányù). И ни разу не пожалел.
Программа посещения получается довольно насыщенной. Первое развлечение - канатная дорога, которая поднимает посетителей... к промежуточной площадке. Есть возможность проявить карабкательно-лазательные способности и подняться по склону самостоятельно, но для этого надо приезжать рано утром или вообще ночевать где-нибудь у подножия холмов, по которым идёт хребет Великой Китайской.
На промежуточной площадке, как и положено, в первую очередь отражена дань спонсорам.
"Да будет она впредь служить символом дружбы для будущих поколений!" Вот так вот.
Далее - камень про хозяев стены:
И, собственно, подъём по лестнице в тело сооружения.
Вид с одной из башен:
Пушечка
Башни, башенки...
Внутри большой башни-форта
Некоторые башни являются одновременно местами перехода уровня - этакой большой ступени между двумя соседними участками.
В таком случае солдаты переходят вверх-вниз по лесенкам.
Некоторые наблюдательные пункты выглядят как домики
И интересно украшены
На участке Мутэньюй, после массы впечатлений от самой Стены, после рассматривания всяких артефактов, ветра и солнца (если повезёт с погодой) вас ждёт ещё одно развлечение - тобогган.
Вы садитесь на некое подобие санок, но на колёсах, и съезжаете вниз по стальному желобу с виражами, поворотами, открытыми и лесистыми участками... Протяжённость трассы - почти миля, т.е., около 1600 м. Всё доступное управление - ручной тормоз. Главное, чтобы перед вами не спускался какой-нибудь "тормоз".... :-)
И напоследок ещё немного Стены и окрестностей.
Тема того, зачем, всё-таки, строилась Великая Китайская стена, так и осталась нераскрытой...