Под занавес Второй Мировой британцы представили танк «Центурион», который стал родоначальником западных ОБТ. Машина обладала сбалансированными характеристиками защищенности, подвижности и огневой мощи, что позволило ей сыграть ведущую роль во многих конфликтах. Но первый основной танк все еще не мог полноценно противостоять советским тяжелым машинам. В 1955 году на вооружение армии Великобритании поступает тяжелый танк Conqueror – со 120-мм пушкой и внушительной защищенностью. Ему-то и отводилась роль борьбы с советскими танками ИС.
Так появилось два танка: один неплохо защищенный и подвижный, а другой – великолепно вооруженный и еще более защищенный. Решение было очевидным – требовалась машина, объединяющая эти преимущества.
Лучше, чем «Центурион»
В середине 1950-х военное руководство Британии сформировало требования к новой машине: ей надлежало поражать на больших дистанциях советские танки – вплоть до Т-10, но сохранить подвижность на уровне «Центуриона». В 1956 году специалисты компании Leyland приступили к работе над первым прототипом будущего FV4202. Машина представляла собой модернизацию шасси «Центуриона» - с новой башней, в которой размещалась 84-мм пушка. Главным новшеством стало размещение водителя под наклоном – что позволило сократить лобовую площадь танка.
Военным замысел понравился. Коррективы сходились к опыту применения танков в Корейской войне: справедливо считалось, что грядущие танковые баталии будут проходить на больших расстояниях из укрытий. А значит – танку требовалось мощное бронирование лба, большие углы вертикальной наводки, и новая пушка. В 1959 году был готов первый прототип FV 4202 - с новым двигателем, нарезной пушкой L11 и лучшей защищенностью. Военным машина понравилась, но и без нареканий не обошлось – работа двигателя вызывала опасные вибрации, а система охлаждения работала некорректно – машину отправили на доработку.
Следующий прототип получил новое моторное отделение, что повлекло увеличение массы на 5 тонн (до 49,5 тонны). Это потребовало усилить подвеску, рассчитанную на «переваривание» 45-тонного танка. Улучшенные прототипы протестировали, одобрив новую концепцию. До 1962 года вносились незначительные изменения, которые отрабатывали на семи опытных образцах. Лишь в мае 1963 года FV 4202 приняли на вооружение под названием Chieftain Mark V MBT. Британская армия заказала 770 танков, первые из которых появились в строевых частях уже в 1966 году.
Конструкция (Все не как на материке!)
Несмотря на то, что первые прототипы Chieftain опирались на предшественника, к началу производства его роднили с «Центурионом» лишь некоторые элементы ходовой части. Машина была построена по классической компоновке: отделение управления – спереди, по центру корпуса, в середине – боевое отделение с тремя членами экипажа, за которыми располагалось моторно-трансмиссионное отделение.
50-тонный танк приводил в движение оппозитный многотопливный дизель Leyland L60. Мощность первых серийных образцов (L60 Mk.4) составляла 585 сил. Стоит отметить, что оппозитный мотор со встречно-движущимися поршнями во многом был построен с оглядкой на немецкий авиационный мотор Junkers Jumo. Английские инженеры рассчитывали достичь отдачи в 700 сил, но решение командования НАТО перейти на многотопливные дизели отложило эти планы. Форсированная модификация L60 после перехода на «многотопливность» была склонна к опасным перегревам, из-за чего оставили прежний уровень мощности. Стоит отметить, что в СССР подобную конструкцию смогли обуздать в Т-64, но на решение сопутствующих проблем ушло много лет.
Но это не помогло! 90% двигателей выходили из строя при активной эксплуатации, что привело к решению оставить первые «Чифтены» в учебных частях Bovington Camp и Catterick Garrison. Лишь к 1967 году удалось поднять мощность до 650 сил в модели Mk.4A2. В паре с ним работала трансмиссия Merrit-Brown TN12 (переключалась по-мотоциклетному), которая позволяла машине развивать скорость в 30 км\ч на пересеченной местности, что уступало возможностям «Центуриона». Вес машины распределялся между шестью сдвоенным опорными катками с каждой стороны, тремя поддерживающими и одним ленивцем. В отличие от конкурентов, использовавших торсионы, «Чифтен» получил пружинную подвеску Хорстмана.
Главным преимуществом FV 4202 было вооружение: 120-мм нарезная пушка Royal Ordnance L11A5 c длиной ствола в 55 калибров. Заряжание раздельно-картузное – метательный заряд представлял собой полностью сгораемую гильзу. С орудием был спарен 7,62-мм пулемет L7 (позже – L8A1). Такой же пулемет устанавливался у командирской башни, а над стволом орудия размещался 12,7-мм пулемет FV/GCE Mk.IV A, использовавшийся для пристрелки на дистанциях до 2-х километров.
Боекомплект вмещал 62 бронебойно-фугасных и подкалиберных снарядов. Боеприпас распределялся по 36 контейнерам, заполненным смесью воды и гликоля (мокрая боеукладка) - при пожаре контейнеры разрушались, пропитывая снаряды и заряды жидкостью – что снижало вероятность детонации.
Командир танка получил вращающуюся башенку, в которой находилось восемь перископов и прибор наблюдения с ИК-каналом и 8-кратным увеличением. Командирский прицел изначально имел кратность 10х, но в Mk.2 ее увеличили до 12х, а Chieftain Mk.5 оснастили прицелом с 15-кратным увеличением. Прицел наводчика имел фиксированную кратность (1х или 10х) и ночной прицел с 3-кратным увеличением.
На первых модификациях танка в центре «системы управления огнем» был 12,7-мм пулемет над стволом, который использовался для пристрелки. Наводчик выбирал упреждение, соответствующее типу выбранного боеприпаса, после чего следовал выстрел из пулемета (дальность до 2,4 километров) трассирующими пулями, которые падали с заметной вспышкой. Такая система позволяла достичь высокой точности со всеми поправками (наклон, ветер), но демаскировала танк до подготовки к выстрелу.
Толщина брони не вызывала трепета: 120-мм во лбу корпуса, и 195 – во лбу башни. Но полулежащее размещение водителя позволило достичь наклона верхней бронеплиты в 72 градуса, что довело «приведенное» значение до 388 мм в корпусе, и 390 – в башне. Стоит отметить, что изначально на ВЛД устанавливался «горб», призванный скрыть истинный наклон брони.
Исправления и доработки (Борьба с мотором)
Первая партия в 40 «Чифтенов» получила 585-сильные моторы L60 Mk.4, для которых танк был тяжеловат. По этой причине их оставили для тренировки будущих танкистов. Лишь в 1967 году появилась 650-сильная версия L60 Mk.4A2, которую получили первые строевые Chieftain Mk.2, нарастившие максимальную скорость до 40 км\ч, а запас хода – до 250 км. Кроме этого танк получил систему защиты от ОМП. Через четыре года мотор заменили на L60 Mk.5A – той же мощности, но более надежным. В 1970 году двигатель оснастили двухступенчатым воздухоочистителем, который позволил довести надежность до приемлемых показателей. Для питания бортовой сети установили дополнительный генератор, а двустворчатый люк командира заменили цельным. Так появилась модификация Chieftain Mk.3, потяжелевшая до 53 тонн. В 1971 году пристрелочный пулемет заменил лазерный дальномер Barr & Stroud LF2 с дальностью до 10 км.
За третьей моделью последовало множество промежуточных образцов, в которых британские инженеры пытались увеличить мощность мотора, сохранив его надежность. Лишь к 1975 году 750-сильный Leyland L60 Mk.8A наделил Chieftain Mk.5 пристойной динамикой. Параллельно была модифицирована защита от ОМП, что привело к увеличению массы до 55 тонн.
В 1977 году стартовала программа «Dark Morn», которая подразумевала переоборудование парка имеющихся танков двигателем L60 Mk.11A, мощностью в 840 сил. Она затронула модификации Mk.3\3, которые помимо мотора, были унифицированы с Chieftain Mk.5.
К началу 1980-х выяснилось, что бронирование Chieftain не может противостоять кумулятивным боеприпасам того времени. Так началась программа «Totem Pole», заключавшаяся в разработке накладных элементов брони. Ее результатом стали элементы Stillbrew, представлявшие собой литую броню с резиновым наполнителем. Лишь в 1985 году появился Chieftain Mk.10 с «новшеством», которое могло противостоять лишь устаревшим советским боеприпасам. Тогда же машина, наконец, получила полноценную систему управления огнем Marconi IFCS с цифровым баллистическим вычислителем.
Последней масштабной модификацией флагмана британского танкостроения стал Chieftain Mk.11. Он получил модернизации предшественников, которые дополнили обновленной системой защиты от ОМП и тепловизором наводчика TOGS.
Итоги (Необычная судьба)
«Чифтен» состоял на вооружении британской армии до 1996 года, перестав внушать ужас в противников уже с 1980-х. Несмотря на надежды, которые британцы возлагали на экспортном рынке, вышедший в тот же период Leopard 1 многим показался более привлекательным предложением – ни одна страна НАТО «Чифтен» не оценила. Зато на Ближнем Востоке танк пришелся ко двору: танковые силы Иордании, Ирана, Омана и Кувейта долгое время опирались на британского «Вождя».
Этот список мог пополнить Израиль, чьи инженеры и военные активно участвовали в начальном этапе разработке танка. Эксперты считают, что именно они предложили пружинную подвеску и отказ от маски орудия для увеличения углов вертикальной наводки. Более того – два танка были отправлены израильтянам на испытания в 1965 году, но спустя четыре года соглашение разорвали, а уже в 1979 году на основе полученного опыта бывшие партнеры создали танк «Меркава».
В конце 1970-х Иранское правительство, обладавшее обширным парком британских машин, заказало разработку модернизированного «Чифтена». Так появились проекты Shir-1 и Shir-2, главным отличием которых стала композитная броня Chobham. Но Исламская революция поставила британцев неудобное положение: новый танк есть, а денег и старого заказчика – нет. Более того, проект британского танка нового поколения(FV 4211, проект MBT-80) был далек от завершения. В итоге, «Шир-2» модернизировали по стандартам британской армии, представив в 1983 году танк Challenger 1. Так главный британский танк Холодной войны плавно «перерос» в ОБТ первого поколения.
На этом видео можно оценить звук оппозитного мотора.