Британский танк FV 4201 «Chieftain» - Вождь Холодной войны

2K прочитали

Под занавес Второй Мировой британцы представили танк «Центурион», который стал родоначальником западных ОБТ. Машина обладала сбалансированными характеристиками защищенности, подвижности и огневой мощи, что позволило ей сыграть ведущую роль во многих конфликтах. Но первый основной танк все еще не мог полноценно противостоять советским тяжелым машинам. В 1955 году на вооружение армии Великобритании поступает тяжелый танк Conqueror – со 120-мм пушкой и внушительной защищенностью. Ему-то и отводилась роль борьбы с советскими танками ИС.

Прообразом будущего "Чифтена" стал опытный танк FV 4202, который основывался на агрегатах танка Centurion
Прообразом будущего "Чифтена" стал опытный танк FV 4202, который основывался на агрегатах танка Centurion

Так появилось два танка: один неплохо защищенный и подвижный, а другой – великолепно вооруженный и еще более защищенный. Решение было очевидным – требовалась машина, объединяющая эти преимущества.

Лучше, чем «Центурион»

В середине 1950-х военное руководство Британии сформировало требования к новой машине: ей надлежало поражать на больших дистанциях советские танки – вплоть до Т-10, но сохранить подвижность на уровне «Центуриона». В 1956 году специалисты компании Leyland приступили к работе над первым прототипом будущего FV4202. Машина представляла собой модернизацию шасси «Центуриона» - с новой башней, в которой размещалась 84-мм пушка. Главным новшеством стало размещение водителя под наклоном – что позволило сократить лобовую площадь танка.

Chieftain стал первым танком, в котором механика-водителя разместили полулежа, что позволило увеличить наклон лобовой бронеплиты. На фото - тренажер для будущих танкистов
Chieftain стал первым танком, в котором механика-водителя разместили полулежа, что позволило увеличить наклон лобовой бронеплиты. На фото - тренажер для будущих танкистов

Военным замысел понравился. Коррективы сходились к опыту применения танков в Корейской войне: справедливо считалось, что грядущие танковые баталии будут проходить на больших расстояниях из укрытий. А значит – танку требовалось мощное бронирование лба, большие углы вертикальной наводки, и новая пушка. В 1959 году был готов первый прототип FV 4202 - с новым двигателем, нарезной пушкой L11 и лучшей защищенностью. Военным машина понравилась, но и без нареканий не обошлось – работа двигателя вызывала опасные вибрации, а система охлаждения работала некорректно – машину отправили на доработку.

В основе танка лежал оппозитный мотор со встречно-движущимися поршнями Leyland L60, основанный на принципе работы немецкого авиационного дизеля Junkers Jumo. Но необычную разработку требовалось "приручить"
В основе танка лежал оппозитный мотор со встречно-движущимися поршнями Leyland L60, основанный на принципе работы немецкого авиационного дизеля Junkers Jumo. Но необычную разработку требовалось "приручить"

Следующий прототип получил новое моторное отделение, что повлекло увеличение массы на 5 тонн (до 49,5 тонны). Это потребовало усилить подвеску, рассчитанную на «переваривание» 45-тонного танка. Улучшенные прототипы протестировали, одобрив новую концепцию. До 1962 года вносились незначительные изменения, которые отрабатывали на семи опытных образцах. Лишь в мае 1963 года FV 4202 приняли на вооружение под названием Chieftain Mark V MBT. Британская армия заказала 770 танков, первые из которых появились в строевых частях уже в 1966 году.

Конструкция (Все не как на материке!)

Несмотря на то, что первые прототипы Chieftain опирались на предшественника, к началу производства его роднили с «Центурионом» лишь некоторые элементы ходовой части. Машина была построена по классической компоновке: отделение управления – спереди, по центру корпуса, в середине – боевое отделение с тремя членами экипажа, за которыми располагалось моторно-трансмиссионное отделение.

Chieftain Mk.2 стал первой модификацией танка, попавшей в строевые части. Машина получила форсированную до 650 сил версию мотора, которая позволила достигать скорости в 40 км\ч по шоссе
Chieftain Mk.2 стал первой модификацией танка, попавшей в строевые части. Машина получила форсированную до 650 сил версию мотора, которая позволила достигать скорости в 40 км\ч по шоссе

50-тонный танк приводил в движение оппозитный многотопливный дизель Leyland L60. Мощность первых серийных образцов (L60 Mk.4) составляла 585 сил. Стоит отметить, что оппозитный мотор со встречно-движущимися поршнями во многом был построен с оглядкой на немецкий авиационный мотор Junkers Jumo. Английские инженеры рассчитывали достичь отдачи в 700 сил, но решение командования НАТО перейти на многотопливные дизели отложило эти планы. Форсированная модификация L60 после перехода на «многотопливность» была склонна к опасным перегревам, из-за чего оставили прежний уровень мощности. Стоит отметить, что в СССР подобную конструкцию смогли обуздать в Т-64, но на решение сопутствующих проблем ушло много лет.

Относительной надежности от капризного мотора удалось добиться лишь в версии L60 Mk.5A, которую получил Chieftain Mk.3
Относительной надежности от капризного мотора удалось добиться лишь в версии L60 Mk.5A, которую получил Chieftain Mk.3

Но это не помогло! 90% двигателей выходили из строя при активной эксплуатации, что привело к решению оставить первые «Чифтены» в учебных частях Bovington Camp и Catterick Garrison. Лишь к 1967 году удалось поднять мощность до 650 сил в модели Mk.4A2. В паре с ним работала трансмиссия Merrit-Brown TN12 (переключалась по-мотоциклетному), которая позволяла машине развивать скорость в 30 км\ч на пересеченной местности, что уступало возможностям «Центуриона». Вес машины распределялся между шестью сдвоенным опорными катками с каждой стороны, тремя поддерживающими и одним ленивцем. В отличие от конкурентов, использовавших торсионы, «Чифтен» получил пружинную подвеску Хорстмана.

"Чифтен" был, пожалуй, последним танком с пристрелочным пулеметом. До появления лазерного дальномера в 1971 году британские танкисты целились по трассерам
"Чифтен" был, пожалуй, последним танком с пристрелочным пулеметом. До появления лазерного дальномера в 1971 году британские танкисты целились по трассерам

Главным преимуществом FV 4202 было вооружение: 120-мм нарезная пушка Royal Ordnance L11A5 c длиной ствола в 55 калибров. Заряжание раздельно-картузное – метательный заряд представлял собой полностью сгораемую гильзу. С орудием был спарен 7,62-мм пулемет L7 (позже – L8A1). Такой же пулемет устанавливался у командирской башни, а над стволом орудия размещался 12,7-мм пулемет FV/GCE Mk.IV A, использовавшийся для пристрелки на дистанциях до 2-х километров.

Под занавес Второй Мировой британцы представили танк «Центурион», который стал родоначальником западных ОБТ.-7
Подвеска танка - пружинно-балансирная, что позволяло сэкономить место в корпусе, отказавшись от торсионов. Преимуществом такого решения была надежность в условиях песчаных грунтов, недостатком - склонность к раскачке корпуса
Подвеска танка - пружинно-балансирная, что позволяло сэкономить место в корпусе, отказавшись от торсионов. Преимуществом такого решения была надежность в условиях песчаных грунтов, недостатком - склонность к раскачке корпуса

Боекомплект вмещал 62 бронебойно-фугасных и подкалиберных снарядов. Боеприпас распределялся по 36 контейнерам, заполненным смесью воды и гликоля (мокрая боеукладка) - при пожаре контейнеры разрушались, пропитывая снаряды и заряды жидкостью – что снижало вероятность детонации.

Chieftain Mk.3 на учениях британской армии. На этой модификации танк получил вспомогательную силовую установку, которая питала бортовую сеть при выключенном двигателе. В 1971 году эти танки получили лазерный дальномер LF2
Chieftain Mk.3 на учениях британской армии. На этой модификации танк получил вспомогательную силовую установку, которая питала бортовую сеть при выключенном двигателе. В 1971 году эти танки получили лазерный дальномер LF2

Командир танка получил вращающуюся башенку, в которой находилось восемь перископов и прибор наблюдения с ИК-каналом и 8-кратным увеличением. Командирский прицел изначально имел кратность 10х, но в Mk.2 ее увеличили до 12х, а Chieftain Mk.5 оснастили прицелом с 15-кратным увеличением. Прицел наводчика имел фиксированную кратность (1х или 10х) и ночной прицел с 3-кратным увеличением.

Chieftain Mk.5\5P получил 750-сильный двигатель L60 Mk.8A, с которым динамика танка, наконец, достигла задуманных параметров
Chieftain Mk.5\5P получил 750-сильный двигатель L60 Mk.8A, с которым динамика танка, наконец, достигла задуманных параметров

На первых модификациях танка в центре «системы управления огнем» был 12,7-мм пулемет над стволом, который использовался для пристрелки. Наводчик выбирал упреждение, соответствующее типу выбранного боеприпаса, после чего следовал выстрел из пулемета (дальность до 2,4 километров) трассирующими пулями, которые падали с заметной вспышкой. Такая система позволяла достичь высокой точности со всеми поправками (наклон, ветер), но демаскировала танк до подготовки к выстрелу.

На левой стороне башни в бронекожухе находился ИК- прожектор, а на скулах - 6-ствольные дымовые гранатометы. Стоит отметить, что этот танк первым получил термозащитный кожух ствола, который позволял снижать его изгиб от перепадов температуры
На левой стороне башни в бронекожухе находился ИК- прожектор, а на скулах - 6-ствольные дымовые гранатометы. Стоит отметить, что этот танк первым получил термозащитный кожух ствола, который позволял снижать его изгиб от перепадов температуры

Толщина брони не вызывала трепета: 120-мм во лбу корпуса, и 195 – во лбу башни. Но полулежащее размещение водителя позволило достичь наклона верхней бронеплиты в 72 градуса, что довело «приведенное» значение до 388 мм в корпусе, и 390 – в башне. Стоит отметить, что изначально на ВЛД устанавливался «горб», призванный скрыть истинный наклон брони.

Исправления и доработки (Борьба с мотором)

Chieftain Mk.10 во время своего последнего парада в ФРГ (1989 год)
Chieftain Mk.10 во время своего последнего парада в ФРГ (1989 год)

Первая партия в 40 «Чифтенов» получила 585-сильные моторы L60 Mk.4, для которых танк был тяжеловат. По этой причине их оставили для тренировки будущих танкистов. Лишь в 1967 году появилась 650-сильная версия L60 Mk.4A2, которую получили первые строевые Chieftain Mk.2, нарастившие максимальную скорость до 40 км\ч, а запас хода – до 250 км. Кроме этого танк получил систему защиты от ОМП. Через четыре года мотор заменили на L60 Mk.5A – той же мощности, но более надежным. В 1970 году двигатель оснастили двухступенчатым воздухоочистителем, который позволил довести надежность до приемлемых показателей. Для питания бортовой сети установили дополнительный генератор, а двустворчатый люк командира заменили цельным. Так появилась модификация Chieftain Mk.3, потяжелевшая до 53 тонн. В 1971 году пристрелочный пулемет заменил лазерный дальномер Barr & Stroud LF2 с дальностью до 10 км.

Крыша башни Chieftain Mk Xс. Поздние модификации оснащали цельным люком командира
Крыша башни Chieftain Mk Xс. Поздние модификации оснащали цельным люком командира

За третьей моделью последовало множество промежуточных образцов, в которых британские инженеры пытались увеличить мощность мотора, сохранив его надежность. Лишь к 1975 году 750-сильный Leyland L60 Mk.8A наделил Chieftain Mk.5 пристойной динамикой. Параллельно была модифицирована защита от ОМП, что привело к увеличению массы до 55 тонн.

Командирская башенка No.15 Mk.2, которую получили танки, начиная с модификации Chieftain Mk.3 - ее отличала улучшенная защищенность и наличие эффективных очистителей стекол триплексов
Командирская башенка No.15 Mk.2, которую получили танки, начиная с модификации Chieftain Mk.3 - ее отличала улучшенная защищенность и наличие эффективных очистителей стекол триплексов

В 1977 году стартовала программа «Dark Morn», которая подразумевала переоборудование парка имеющихся танков двигателем L60 Mk.11A, мощностью в 840 сил. Она затронула модификации Mk.3\3, которые помимо мотора, были унифицированы с Chieftain Mk.5.

Chieftain Mk.3 в израильском музее. Толщина брони верхней лобовой детали составляла всего 120-мм, но ее наклон обеспечивал приведенную броню в 388 мм
Chieftain Mk.3 в израильском музее. Толщина брони верхней лобовой детали составляла всего 120-мм, но ее наклон обеспечивал приведенную броню в 388 мм

К началу 1980-х выяснилось, что бронирование Chieftain не может противостоять кумулятивным боеприпасам того времени. Так началась программа «Totem Pole», заключавшаяся в разработке накладных элементов брони. Ее результатом стали элементы Stillbrew, представлявшие собой литую броню с резиновым наполнителем. Лишь в 1985 году появился Chieftain Mk.10 с «новшеством», которое могло противостоять лишь устаревшим советским боеприпасам. Тогда же машина, наконец, получила полноценную систему управления огнем Marconi IFCS с цифровым баллистическим вычислителем.

В 1979 году начались работы по улучшению защищенности машины. В 1985 году танки получили литые детали с резиновым наполнителем(броня Stillbrew), которые были призваны увеличить стойкость к кумулятивным средствам поражения
В 1979 году начались работы по улучшению защищенности машины. В 1985 году танки получили литые детали с резиновым наполнителем(броня Stillbrew), которые были призваны увеличить стойкость к кумулятивным средствам поражения

Последней масштабной модификацией флагмана британского танкостроения стал Chieftain Mk.11. Он получил модернизации предшественников, которые дополнили обновленной системой защиты от ОМП и тепловизором наводчика TOGS.

Итоги (Необычная судьба)

Венцом линейки "Вождей" стал Mk.11. Его отличала полноценная СУО, броня Stillbrew, тепловизионные прицелы и 750-сильный мотор
Венцом линейки "Вождей" стал Mk.11. Его отличала полноценная СУО, броня Stillbrew, тепловизионные прицелы и 750-сильный мотор

«Чифтен» состоял на вооружении британской армии до 1996 года, перестав внушать ужас в противников уже с 1980-х. Несмотря на надежды, которые британцы возлагали на экспортном рынке, вышедший в тот же период Leopard 1 многим показался более привлекательным предложением – ни одна страна НАТО «Чифтен» не оценила. Зато на Ближнем Востоке танк пришелся ко двору: танковые силы Иордании, Ирана, Омана и Кувейта долгое время опирались на британского «Вождя».

Считалось, что "Чифтен" будет последним ОБТ с нарезным орудием, но его британские наследники опровергли это заблуждение
Считалось, что "Чифтен" будет последним ОБТ с нарезным орудием, но его британские наследники опровергли это заблуждение

Этот список мог пополнить Израиль, чьи инженеры и военные активно участвовали в начальном этапе разработке танка. Эксперты считают, что именно они предложили пружинную подвеску и отказ от маски орудия для увеличения углов вертикальной наводки. Более того – два танка были отправлены израильтянам на испытания в 1965 году, но спустя четыре года соглашение разорвали, а уже в 1979 году на основе полученного опыта бывшие партнеры создали танк «Меркава».

FV 4211 - экспериментальный образец, ставший промежуточным звеном между "Чифтеном" и "Челленджером". Главным новшеством стала комбинированная броня Chonham
FV 4211 - экспериментальный образец, ставший промежуточным звеном между "Чифтеном" и "Челленджером". Главным новшеством стала комбинированная броня Chonham

В конце 1970-х Иранское правительство, обладавшее обширным парком британских машин, заказало разработку модернизированного «Чифтена». Так появились проекты Shir-1 и Shir-2, главным отличием которых стала композитная броня Chobham. Но Исламская революция поставила британцев неудобное положение: новый танк есть, а денег и старого заказчика – нет. Более того, проект британского танка нового поколения(FV 4211, проект MBT-80) был далек от завершения. В итоге, «Шир-2» модернизировали по стандартам британской армии, представив в 1983 году танк Challenger 1. Так главный британский танк Холодной войны плавно «перерос» в ОБТ первого поколения.

На этом видео можно оценить звук оппозитного мотора.

Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был Вам интересен. В таком случае – с вас лайк. Для дискуссии – прошу в комментарии, а по ссылкам ниже – материалы об иных моментах из истории создания и боевого применения британских танков второй половины ХХ-го века: