Найти в Дзене

Композиция фотогарфии: Почему объекты в кадре должны "дышать"

Оглавление

Для многих фотографов не существует сколь-либо чёткой концепции композиции, а построить изображения в кадре таким образом, чтобы оно «работало» чисто интуитивно не всегда удаётся даже фотографам с большим опытом съёмки за плечами. В отличие от других аспектов фотографии, например, фокусировки, выбора подходящего значения диафрагмы или правильной экспозиции, чётко определить правильную композицию затруднительно. Лучшее, что вы можете сделать, это создать что-то, что хорошо воспринимается вами или вашей целевой аудиторией.

Тем не менее и относительно композиции есть несколько советов, способных немного конкретизировать это абстрактное понятие. И один из таких советов – не зажимать объекты, которые вы снимаете, оставлять им личное, свободное пространство, или, другими словами, позволять объекту съёмки дышать.

Оставляйте края кадра свободными

В идеале каждый элемент сцены, к которому вы хотели бы привлечь внимание зрителя, должен располагаться подальше от краёв кадра, чтобы они не ограничивали и не отвлекали взгляд зрителя.

Многие фотографы упускают из виду композицию краёв кадра потому, что эти области снимаемой сцены привлекают меньше всего внимания. Но именно поэтому они очень важны: если края кадра привлекают внимание зрителя и в этом нет вашего художественного замысла, то такая фотография будет смотреться беспорядочной, хаотичной, и вряд ли произведёт на зрителя должное впечатление.

Первое, на что следует обратить внимание при компоновке фотографии – как смотрятся её края.

NIKON D800E + 105 мм f/2.8, @ 105 мм, ISO 100, 1/13, f/7.1. В этом случае в верхней части композиции недостаточно свободного пространства. В результате изображение явно смотрится зажатым..
NIKON D800E + 105 мм f/2.8, @ 105 мм, ISO 100, 1/13, f/7.1. В этом случае в верхней части композиции недостаточно свободного пространства. В результате изображение явно смотрится зажатым..

У вас не всегда будет возможность построить композицию кадра так, чтобы между объектами съёмки и краями кадра оставалось необходимое количество свободного пространства. В таком случае вы можете пожертвовать какими-то второстепенными деталями сцены, и позволить им соприкасаться с границами кадра. Просто помните, что для того, чтобы не отвлекать взгляд зрителя, края изображения не должны быть непрерывными и тёмными.

Не загромождайте и не перекрывайте объект съёмки

Кадр с перегруженными краями – не самый худший вариант. Гораздо хуже, когда вы загромождаете основной объект съёмки множеством мелких, второстепенных объектов. Что это значит? К слову, представьте, что вы снимаете отражение горы в водной глади озера. В зависимости от ракурса, с которого вы ведете съёмку, некоторые детали берега могут оказаться слишком близко к отражению, или даже перекрывать его части. Фотография ниже – пример неудачной композиции:

NIKON D800E + 20mm f/1.8, @ 20mm, ISO 220, 1/40, f/9.0. Пейзаж красив, но композиция фотографии отвратительна, что сводит красоту пейзажа на нет. Одна из главных проблем этого фото заключается в том, что передний план перекрывает отражение горы.
NIKON D800E + 20mm f/1.8, @ 20mm, ISO 220, 1/40, f/9.0. Пейзаж красив, но композиция фотографии отвратительна, что сводит красоту пейзажа на нет. Одна из главных проблем этого фото заключается в том, что передний план перекрывает отражение горы.

У фотографии выше есть ряд проблем: начиная от перекрытия отражения элементами переднего плана, заканчивая обрезанным диском луны. В итоге композиция фотографии выглядит спонтанной и неряшливой.

Как можно исправить ситуацию? В рассмотренном случае простым решением будет изменение ракурса на такой, в котором у каждого элемента изображения будет собственное пространство для дыхания. Ничего не должно мешать отражению горы, и луна не должна прижиматься к краям кадра. Исправленная версия будет выглядеть так:

NIKON D800E + 20 мм f/1,8. @ 20 мм, ISO 100, 1/25, f/11,0. Разница налицо. Вторая фотография выглядит более упорядоченной, словно у неё есть причина для существования.
NIKON D800E + 20 мм f/1,8. @ 20 мм, ISO 100, 1/25, f/11,0. Разница налицо. Вторая фотография выглядит более упорядоченной, словно у неё есть причина для существования.

Создавая фотографию, вы должны следить, чтобы у каждого из снимаемых объектов оставалось пространство для дыхания. Если объекты съёмки перекрываются или зажаты чем-либо, фотография будет выглядеть слишком хаотичной.

Заключение

Достаточное свободное пространство между объектами съёмки и краями кадра, а также между несколькими объектами съёмки – является одной из фундаментальных частей композиции. Конечно, в одиночку его будет недостаточно для создания эффектной фотографии. Но если вы не будете оставлять достаточно свободного пространства вокруг снимаемых вами объектов, сложно будет утверждать, что выбранная вами композиция будет настолько эффективна, насколько это возможно.

Это очень простая концепция, но она является одной из наиболее распространённых причин, почему некоторые хорошие фотографы делают не очень хорошие пейзажные снимки. Возможно, так происходит потому, что при первом взгляде на сцену и, делая первый снимок, вы не обращаете внимание на количество свободного пространства вокруг снимаемых объектов. А пейзажная съёмка – это именно тот тип съёмки, который требует сознательного построения композиции и контроля всех её элементов.

Каждый элемент вашей фотографии должен существовать осознанно. Ни один элемент не должен быть случайным. Фотография, где у каждого из объектов есть достаточно свободного пространства – один из основных шагов в достижении этой цели.

Источник: spp-photo.ru

От автора: Друзья, спасибо вам за прочтение этой статьи!

Если она была вам полезна или просто понравилась, поставьте, пожалуйста, палец вверх и подпишитесь на канал. Также вы можете поделиться этой статьёй с друзьями в любимой социальной сети. Это отличный стимул для развития канала и признак того, что я делаю контент, который интересен для вас, дорогие читатели! А ведь нет ничего лучше, чем делать что-то полезное и интересное людям!