Найти тему
Пароход Онлайн

Субботники — для ленивых, или Зачем мы бесплатно работаем в выходной день?

Оглавление

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Добровольный труд для общественной пользы: так начинались субботники в советское время, хотя эта идея вполне успешно привилась на Западе и сейчас уже стала неотъемлемой частью общественной жизни. Первый субботник состоялся 12 апреля 1919 года. Источники пишут, что в этот день в газетах «Правда» № 79 и «Известия ВЦИК» № 79 были опубликованы написанные накануне В. И. Лениным «Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта», где, в частности, содержался призыв улучшить качество труда в тылу для организации отпора наступлению армий Колчака. Тезисы эти произвели впечатление на группу рабочих железнодорожников, которые в ночь с субботы на воскресенье — отсюда и название) — добровольно решили остаться на работе и продолжить ремонт локомотивов. За дополнительную смену длиной в 10 часов они отремонтировали три паровоза. Так началась традиция субботников.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первые субботники: немного истории

Результаты были столь впечатляющими и заразительными, что через месяц, 10 мая, лихорадка субботников охватила больше 200 человек. Событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)». Жертвование своим свободным временем и выходными приравнивалось к героизму. Стать героями захотели многие — и субботники распространились по стране как эпидемия.

Решением XI съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён I Всероссийский субботник. Тот самый, на котором были Ленин и бревно. Впоследствии этот факт активно использовался в агитации, ведь он наглядно показывал смычку крестьянства, рабочих и партийцев. Со временем субботники стали праздниками, потому что проводились по праздничным дням, и стали их неотъемлемой частью. Этот перелом в понимании бесплатного труда на благо общества произошёл уже в 30-е годы XX века. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники были приурочены ко дню рождения Ленина (22 апреля), они проводились ежегодно. Это была подготовка и уборка городов и сел к 1 мая, Дню труда.

Сначала субботники были добровольными. Не приходить на них было странно и общество смотрело на «откашивающих» как на слабо-социализированные элементы. К концу советской эпохи субботники стали обязаловкой. Сейчас это сугубо местное мероприятие, на котором обрезают кусты и красят деревья побелкой, собирают мусор и листву, моют школьные, университетские и офисные аудитории. По сути, субботник стал не идеологическим, а экологическим мероприятием по уборке и озеленению. Ближе всего к теме субботника стал институт волонтёрства, развившийся в последнее время в странах СНГ.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Нужны ли нам субботники?

На этот счёт существуют две противоположные точки зрения. Часть людей считает, что убирать должны управляющие компании, которым мы платим деньги — на это, — на уборку в смысле, — есть дворники. А если дворник плохо убирает, то это не наша забота. Покритиковать и пожаловаться мы можем, а вот убирать — не наше дело. Семь лет назад псковичи, наши соседи, провели исследование, в котором выяснили, что этой точки зрения придерживается 44% населения. Сомневаемся, что что-то изменилось. В мусоре и неаккуратно оставленных собачьих неприятностях никому копаться не хочется, тем более что большинство людей всё-таки не мусорит, дисциплинированно выкидывая мусор в урны.

Но есть и те, что ходят на субботники и убирают за другими. Зачем им это? «Всё дело в некоей социальной ответственности, которую ощущает каждый отдельный человек, — объясняет Нил Докер из международной организации GreenPeace, пишут наши коллеги из РИА „Новости“. — Кто-то считает уборку двора необходимой составляющей проживания в городе, правилом совместного проживания; кто-то ощущает свою вину как представителя человечества перед природой и поэтому отправляется очищать какой-нибудь водоём».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Дело в том, что в той же Европе нет ничего «общего и ничьего», как у нас. Там есть «общее, а значит — чуть-чуть твоё». Наше же наследие позднего Советского Союза ещё долго будет довлеть над умами россиян: если это не моё личное, то зачем я буду стараться? Мы, когда-то коллективисты, оказались на грани самозакупоривания в стремлении дистанцироваться от остальных. То, что у нас сейчас делается для возрождения субботников — слабое отражение тотальной кампании в Европе 1970-х годов. Тогда там ввели драконовские штрафы за мусор, начали приучать людей к его раздельному сбору, строить мусороперерабатывающие заводы экологического типа и заполонили города социальной рекламой. Через несколько лет ходить на субботники и быть экологически нетоксичным стало нормой.

Россия только-только становится на путь «зелёного сознания». Слышали новость о том, что в Швеции закончился мусор и его стали туда завозить, чтобы не простаивали мусороперерабатывающие заводы? Её подают как «новую», а на самом деле мусор закончился в Швеции в 2012 году — не в 2018, и с тех пор страна забирает до 800 тонн мусора от соседей. Куда делся шведский мусор, что, шведы мусорят меньше нас? И да, и нет. Они мусорят по-другому, и в Швеции мусор — не обуза, а ресурс. А у нас проезжаешь по КАДу питерскому — вонь стоит как в постапокалиптическом будущем…

Убирать или так оставить?

Вопрос, согласитесь, так и не разрешён. Но это потому что до сих пор информация была неполной. А полная информация — вот она: спецавтохозяйства (любого города России) испытывают недофинансирование. Грубо говоря, у них денег нет на то, чтобы вылизывать ежедневно город. Или еженедельно, но весь. Второй момент: у нас нет ответственности собственников за прилегающую территорию, поэтому вся земля будто бы ничейная — и грязная. Третий момент: законодательно мусорить у нас вроде как запрещено, но кто остановит? Никто не проведёт 15 суток в тюрьме за окурок на асфальте и даже полицейское «ай-яй-яй» его минует. Потому что полицейские тоже кидают на землю окурки и фантики.

Так что, в целом, конечно, убирать мусор — это дело дворников и регоператора. Сортировать отходы и делать из них деньги — дело бизнеса и муниципалитетов. Но субботники надо возрождать, никуда не денешься: а иначе как мы научимся жить не каждый сам по себе, а единым обществом? Пока что каждый — сам по себе, и большинству — вообще всё равно. Новые субботники возрождать — это труд титанический и очень неблагодарный, потому что в постсоветской паранойе народу всё кажется, будто кто-то собирается его руками жар загребать. И продолжаем мы жить так, что лучше пусть у меня корова сдохнет, зато у соседа — две. И если он мусорит, то зачем я убирать буду?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вот такая вот мусорная логика. Уж лучше субботники, честное слово.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции