Добровольный труд для общественной пользы: так начинались субботники в советское время, хотя эта идея вполне успешно привилась на Западе и сейчас уже стала неотъемлемой частью общественной жизни. Первый субботник состоялся 12 апреля 1919 года. Источники пишут, что в этот день в газетах «Правда» № 79 и «Известия ВЦИК» № 79 были опубликованы написанные накануне В. И. Лениным «Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта», где, в частности, содержался призыв улучшить качество труда в тылу для организации отпора наступлению армий Колчака. Тезисы эти произвели впечатление на группу рабочих железнодорожников, которые в ночь с субботы на воскресенье — отсюда и название) — добровольно решили остаться на работе и продолжить ремонт локомотивов. За дополнительную смену длиной в 10 часов они отремонтировали три паровоза. Так началась традиция субботников.
Первые субботники: немного истории
Результаты были столь впечатляющими и заразительными, что через месяц, 10 мая, лихорадка субботников охватила больше 200 человек. Событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)». Жертвование своим свободным временем и выходными приравнивалось к героизму. Стать героями захотели многие — и субботники распространились по стране как эпидемия.
Решением XI съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён I Всероссийский субботник. Тот самый, на котором были Ленин и бревно. Впоследствии этот факт активно использовался в агитации, ведь он наглядно показывал смычку крестьянства, рабочих и партийцев. Со временем субботники стали праздниками, потому что проводились по праздничным дням, и стали их неотъемлемой частью. Этот перелом в понимании бесплатного труда на благо общества произошёл уже в 30-е годы XX века. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники были приурочены ко дню рождения Ленина (22 апреля), они проводились ежегодно. Это была подготовка и уборка городов и сел к 1 мая, Дню труда.
Сначала субботники были добровольными. Не приходить на них было странно и общество смотрело на «откашивающих» как на слабо-социализированные элементы. К концу советской эпохи субботники стали обязаловкой. Сейчас это сугубо местное мероприятие, на котором обрезают кусты и красят деревья побелкой, собирают мусор и листву, моют школьные, университетские и офисные аудитории. По сути, субботник стал не идеологическим, а экологическим мероприятием по уборке и озеленению. Ближе всего к теме субботника стал институт волонтёрства, развившийся в последнее время в странах СНГ.
Нужны ли нам субботники?
На этот счёт существуют две противоположные точки зрения. Часть людей считает, что убирать должны управляющие компании, которым мы платим деньги — на это, — на уборку в смысле, — есть дворники. А если дворник плохо убирает, то это не наша забота. Покритиковать и пожаловаться мы можем, а вот убирать — не наше дело. Семь лет назад псковичи, наши соседи, провели исследование, в котором выяснили, что этой точки зрения придерживается 44% населения. Сомневаемся, что что-то изменилось. В мусоре и неаккуратно оставленных собачьих неприятностях никому копаться не хочется, тем более что большинство людей всё-таки не мусорит, дисциплинированно выкидывая мусор в урны.
Но есть и те, что ходят на субботники и убирают за другими. Зачем им это? «Всё дело в некоей социальной ответственности, которую ощущает каждый отдельный человек, — объясняет Нил Докер из международной организации GreenPeace, пишут наши коллеги из РИА „Новости“. — Кто-то считает уборку двора необходимой составляющей проживания в городе, правилом совместного проживания; кто-то ощущает свою вину как представителя человечества перед природой и поэтому отправляется очищать какой-нибудь водоём».
Дело в том, что в той же Европе нет ничего «общего и ничьего», как у нас. Там есть «общее, а значит — чуть-чуть твоё». Наше же наследие позднего Советского Союза ещё долго будет довлеть над умами россиян: если это не моё личное, то зачем я буду стараться? Мы, когда-то коллективисты, оказались на грани самозакупоривания в стремлении дистанцироваться от остальных. То, что у нас сейчас делается для возрождения субботников — слабое отражение тотальной кампании в Европе 1970-х годов. Тогда там ввели драконовские штрафы за мусор, начали приучать людей к его раздельному сбору, строить мусороперерабатывающие заводы экологического типа и заполонили города социальной рекламой. Через несколько лет ходить на субботники и быть экологически нетоксичным стало нормой.
Россия только-только становится на путь «зелёного сознания». Слышали новость о том, что в Швеции закончился мусор и его стали туда завозить, чтобы не простаивали мусороперерабатывающие заводы? Её подают как «новую», а на самом деле мусор закончился в Швеции в 2012 году — не в 2018, и с тех пор страна забирает до 800 тонн мусора от соседей. Куда делся шведский мусор, что, шведы мусорят меньше нас? И да, и нет. Они мусорят по-другому, и в Швеции мусор — не обуза, а ресурс. А у нас проезжаешь по КАДу питерскому — вонь стоит как в постапокалиптическом будущем…
Убирать или так оставить?
Вопрос, согласитесь, так и не разрешён. Но это потому что до сих пор информация была неполной. А полная информация — вот она: спецавтохозяйства (любого города России) испытывают недофинансирование. Грубо говоря, у них денег нет на то, чтобы вылизывать ежедневно город. Или еженедельно, но весь. Второй момент: у нас нет ответственности собственников за прилегающую территорию, поэтому вся земля будто бы ничейная — и грязная. Третий момент: законодательно мусорить у нас вроде как запрещено, но кто остановит? Никто не проведёт 15 суток в тюрьме за окурок на асфальте и даже полицейское «ай-яй-яй» его минует. Потому что полицейские тоже кидают на землю окурки и фантики.
Так что, в целом, конечно, убирать мусор — это дело дворников и регоператора. Сортировать отходы и делать из них деньги — дело бизнеса и муниципалитетов. Но субботники надо возрождать, никуда не денешься: а иначе как мы научимся жить не каждый сам по себе, а единым обществом? Пока что каждый — сам по себе, и большинству — вообще всё равно. Новые субботники возрождать — это труд титанический и очень неблагодарный, потому что в постсоветской паранойе народу всё кажется, будто кто-то собирается его руками жар загребать. И продолжаем мы жить так, что лучше пусть у меня корова сдохнет, зато у соседа — две. И если он мусорит, то зачем я убирать буду?
Вот такая вот мусорная логика. Уж лучше субботники, честное слово.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции