Школьная программа по литературе - боль многих детей. И легко понять почему - многие произведения достаточно объемные (особенно в старших классах), текст сложный, часто трудно читается, а проблемы нередко малопонятны современным детям. Например, многие не понимают ту же пушкинскую Татьяну: почему она не спит с Онегиным? Ну, замужем, но брак же без любви, так пуркуа бы не па.
Вот о проблемах школьной программы я бы и хотела сегодня поговорить.
Главная проблема школьной программы - произведения не соответствуют возрасту читателя. В первую очередь это касается программы в старших классах, но есть такие и в средних классах.
"Мертвые души" или "Ревизор" Гоголя - вне всяких сомнений гениальные произведения, сатира на тогдашнее общество, актуальная и сегодня. Но дети в свои 14-16 лет просто не имеют столько опыта, чтобы оценить, как Гоголь обличает коррупционеров, ретроградов и бездушных дельцов. Не пооббивали они еще пороги кабинетов, счастливые.
Есть произведения откровенно огромные, которые детям в 10-11 классе трудно осилить в виду той учебной нагрузки, что есть. "Война и мир" и "Преступление и наказание" как раз из этой категории.
Есть произведения, которые, я считаю, не должны быть в школьной программе в принципе. Мой любимый пример - это "Тарас Бульба" всё того же Гоголя (да, к Гоголю у меня особое отношение). Человек взрослый, с обширным читательским опытом сможет абстрагироваться от той жести, что творится в этой повести, и воспринимать ее как эпос. А что может извлечь ребенок из содержания этого произведения? Давайте посмотрим. Есть Тарас Бульба, у него два сына, Остап и Андрий. Тарасу нечего делать, и он подбивает своих друзей-казаков напасть на поляков. И ладно бы эти поляки что-то плохое казакам сделали, но нет же! Казаки нападают на них просто потому, что те поляки. По-моему, сейчас это называют экстремизмом. Что печально, Андрий, единственный адекватный человек, которому эта война нафиг не сдалась, оказывается предателем. Финал предсказуем - казаков перебили. Мне интересно, а на что они надеялись этой своей экстремистской акцией?
"Тарас Бульба" - это произведение талантливое, но, я считаю, вредное в том возрасте, когда его в школе изучают. И его можно без потери смысла из школьной программы выбросить.
Есть книги, проблемы которых так далеки от нынешней молодежи, что им совсем не интересны. Сюда идет "Кому на Руси жить хорошо". Мне кажется, эту поэму хорошо изучать в курсе истории, потому что сейчас никакого крепостного права нет и детям просто не понятны поиски счастья героями поэмы.
Мне кажется, школьная программа должна быть ближе к действительности и в большей степени соответствовать жизненному и эмоциональному опыту детей. Дружба, увлечения, поиск жизненного пути, отношения со сверстниками и родителями, первые отношения с любимыми - вот, что мне кажется, больше заходило бы на уроках литературы.
Поэтому в следующий раз я бы хотела поговорить о хороших примерах книг в школьной программе.