Многие люди находятся во власти стереотипа о том, что учёба - это тяжкий труд. К такому выводу можно прийти уже в школьном возрасте, когда даже родители не могут помочь решить задачу по математике. Со временем образовательный процесс только усложняется и впечатление об учёбе у большинства людей остаётся неизменным. В этой статье мы расскажем, как самостоятельно упростить процесс обучения, не влияя на его качество.
Из истории образования
Проблема эффективности образовательного процесса возникла ещё в древние времена и остаётся актуальной на сегодняшний день. В Древней Руси при обучении грамоте часто применялись телесные наказания за неуспеваемость. А за неаккуратность и школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
В Средневековье высшее образование не отделялось от среднего и зачастую обучение затягивалось на 15-16 лет. Срок обучения напрямую зависел от местных традиций и навыков студента и мог измениться в любую сторону.
В период Советского Союза в сфере образования также имелись отличительные черты: трудовое обучение проводилось по наиболее массовым профессиям, школьников знакомили с основными отраслями народного хозяйства. Такое направление просуществовало недолго, преподавание важнейшего курса «Основы производства. Выбор профессии» постепенно начало сокращаться, и выбор будущей профессии для студентов значительно усложнился.
При смене поколений часто появляются новые проблемы в образовании. Сегодня из-за обилия новых технологий не всегда ясно, как ими управлять. Новые методы обучения вытесняют традиционные, слушать скучные лекции каждый день теперь необязательно. Высшее образование можно получить, «не выходя из дома», поступив на дистанционную форму обучения.
Немного статистики
Образовательный процесс всегда является двусторонним и состоит из двух элементов: деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность студента (учение). Учителя должны стимулировать учащихся на получение знаний
В 2014 году в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» было проведено исследование о вовлечённости студентов в учебный процесс в российских вузах. Результаты исследования показали, что преподаватели не всегда могут стимулировать учеников, а зачастую просто не хотят этого делать. Общий уровень заинтересованности в учебном процессе принимает показатель ниже среднего значения.
Вот ещё один эксперимент. Организация экономического сотрудничества и развития каждые три года проводит тест PISA, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Исследование позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений в стране за три года. В тестировании PISA-2015 Результаты исследования PISA-2018 будут опубликованы в декабре 2019 года.
От теории к практике
Подходить к вопросу о качестве образования можно с разных сторон, но глобально повысить его эффективность будет довольно трудно. А вот облегчить школьную жизнь и студенческое время самостоятельно может каждый человек. Для этого не потребуется много времени, знаний и даже таких масштабных средств, как государственный бюджет. Достаточно будет выбрать такие способы получения информации, при которых материал запоминается лучше всего, а сам учебный процесс не утомляет.
Вот одни из самых эффективных методов, которые помогут легко усвоить материал и найти время для развлечений.
Для начала обустройте ваше рабочее место
Окружающая обстановка очень важна для обучения, поэтому в ней должно быть комфортно. В хорошую погоду можно сменить локацию и поработать в парке или кафе. Опросы, проведённые специалистами HeadHunter и «Здоровый офис», показали, что более 90% опрошенных отмечают прямую связь между удобством рабочего места и качеством и эффективностью их работы. При этом 47% респондентов отметили, что в комфортных условиях улучшается самочувствие и качественнее выполняются рабочие задачи.
Делайте одно дело за один раз
Наш мозг способен концентрироваться на чём-то одном, поэтому эффективность его работы снижается при совершении нескольких дел одновременно. Группа психологов из Гарварда, Университета Северной Каролины и Высшей коммерческой школы Парижа обнаружила, что те, кто тратит время на размышления над одной задачей, в результате более продуктивны в работе над последующими.
Планируйте учебный процесс
Отличным помощником в учёбе может стать список дел на день или так называемый чек-лист. Списки дел можно вести в телефоне, в ежедневнике, на компьютере или даже в голове. Помните, что не существует эталонов в планировании, ваша система организации задач должна быть удобна прежде всего вам. Такой простой приём требует дисциплины и является очень эффективным и приятным процессом, который вызывает мотивацию и настрой выполнить как можно больше задач. Один из основоположников планирования времени, Бенджамин Франклин, был сыном мыловара, но благодаря самоорганизации и планированию преуспел во многих областях: в политике, дипломатии, науке, публицистике.
Используйте таймер
Этот способ отлично подходит тем, кто испытывает трудности с учётом времени и потерей мотивации. Отличным примером является метод «Помодоро», который возник в конце 1980-х годов. Обычный студент по имени Франческо Чирилло пытался найти действенные способы, чтобы улучшить свою успеваемость в вузе и научиться распределять своё время. Для того, чтобы испытать свою идею на практике, ему понадобился кухонный таймер, выполненный в форме помидора.
Помидорная техника планирования заключается в разделении времени на короткие отрезки: 25-минутные фазы работы, чередующиеся фазами отдыха. Одна рабочая фаза называется «помидором», и именно их количеством измеряется время, отведённое на работу. Все «помидоры» сопровождаются пятиминутным отдыхом, и только каждый четвёртый – двадцатиминутным. Делить «помидор» нельзя, т.е. во время отведённых 25 минут вы полностью погружены в работу и ни на что не отвлекаетесь.
Применяйте разные методы
Чем разнообразнее источники получения информации, тем больше вероятность того, что она останется в вашей памяти. Сокращайте материал, ищите главную мысль, придумывайте ассоциации для сложных или иностранных слов, смотрите видео и обсуждайте его с друзьями, вспоминайте изученный материал и связывайте его с уже имеющимися знаниями. Такой подход использует средняя школа Хай-Тек-Хай, расположенная в пригороде Сан-Диего. Учащиеся эффективно осваивают всю учебную программу благодаря объединению дисциплин с экспериментами. Рисование объединяется с биологией, а гуманитарные науки — с математикой. Школьники публикуют статьи, снимают документальные фильмы и работают над самыми разными проектами.
Найдите себе хобби
Настольные игры, шахматы, различные головоломки развивают нейропластичность. Это возможность мозга изменяться под воздействием опыта и подстраиваться под воздействие внешних факторов. Обучитесь каллиграфии, валянию из шерсти, освойте пэчворк и живопись в жанре дудлинг. Создавайте картины в технике квиллинга или запишитесь на танцы. Изменённая реакция нервных клеток позволяет смотреть на вещи с разных точек зрения, более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены беспокойству и депрессиям, быстрее учатся и запоминают. Исследование американских учёных показало, что люди, владеющие несколькими языками, гораздо лучше решают головоломки, чем те, кто говорит только на одном языке.
Отдыхайте
Совершенствуйте свои знания, занимайтесь любимым делом и не забывайте про полноценный отдых. Нашему мозгу тоже хочется иногда побездельничать и рассмотреть узоры на стене. После сна или небольшого перерыва учёба не будет ассоциироваться с тяжёлым процессом, а результаты только улучшатся. Эксперимент американских учёных доказал, что отдых в течение рабочего дня повышает эффективность работы. Во время отдыха мозг не «отключается», а активно усваивает и обрабатывает информацию, способствуя лучшему запоминанию важных данных.
Цените свои достижения
Тим Феррис, американский писатель и автор бестселлера «Как работать по 4 часа в неделю», рекомендует в любой деятельности ценить свои достижения. Способность радоваться трудным победам, является невероятно мощной техникой, дающей возможность чувствовать себя счастливым и находить силы для решения новых задач. Феррис рассказывает, что раньше после выполненной задачи, он сразу присматривал другую цель. Когда дела шли не так успешно, как ему бы хотелось, он чувствовал себя подавленным. Исправить это помогла «банка гордости», в которую Тим ежедневно отправлял листочки, на которых писал, что хорошего и полезного он сделал за день. В трудные времена он доставал банку и вспоминал о своих достижениях.
Практикуя такие несложные приёмы, учиться будет в радость, а результаты не заставят себя долго ждать. Просто попробуйте!