О проекте
Через Керченский пролив ежегодно перенаправляется в районе 4 миллионов человек. Десятки миллионов наших соотечественников последние годы ждут завершения строительства нового Крымского моста. Это позволит перемещаться на полуостров и обратно без многочасового ожидания переправы на паромах и значительно дешевле перелетов на самолете.
Для государства реализация плана будет стоить 227,92 миллиарда рублей.
Мост, берущий начало на полуострове Тамань, является самым большим в РФ сегодня. Процедура строительства осуществляется с восьми разных точек, расположенных между полуостровами. В Крыму мост будет заходить через крепость Керчь на мыс Ак-Бурун и проходить от Керченского полуострова к Тузлинской косе через остров Тузла.
Основные технические характеристики проекта:
- высота моста в соответствии с планом составляет 35 метров;
- общее расстояние или длина моста по схеме составляет 19 километров;
- длина судоходной арки, через которую смогут перемещаться суда, составит 227 метров;
- длина морского участка от Керченского полуострова к острову Тузла составит 5,5 километров;
- протяженность моста непосредственно на острове Тузла составит 6,5 км;
- длина морского участка от острова Тузла до косы - 7 км.
Район строительства перехода для воссоединения полуострова с материковой Россией характеризуется сложными природными условиями:
- климатические условия;
- сейсмическая активность;
- илистое дно, затрудняющее установку опор.
Заказчиком проекта, который будет соединять Крым с материковой частью России, выступило Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань». Учреждение относится к Федеральному дорожному агентству России. Заключение контракта произошло на основании распоряжения правительства РФ от 30 января 2015 года № 118-р. Подрядной организацией является ООО «Стройгазмонтаж» в соответствии с тем же распоряжением российского руководства.
Компания «Стройгазмонтаж» была создана специально для управления проектом строительства в 2015 году. Проектировщиком стал ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург», который был выбран в соответствии с договором, заключенным со «Стройгазмонтаж».
Строительство крымского моста предоставляет новые возможности для государства и его жителей:
- Автомобильное сообщение.
- Железнодорожное сообщение.
- Туристическая привлекательность для полуострова.
- Инвестиционная привлекательность.
- Новые возможности для экономического развития.
- Стабильность товарооборота.
Крымский мост для автомобилей
Автомобильная часть Крымского моста была открыта раньше запланированного времени - 16 мая 2018 года, вместо 2019 года.
ЖД
Чтобы обеспечить железнодорожное сообщение между материковой частью России и полуостровом, по мосту будет проходить два ЖД пути. Планируется запустить 47 пар поездов, которые будут курсировать по различным маршрутам по мосту каждые сутки. За год посредством железнодорожного сообщения попасть в Крым и уехать обратно смогут около 47 миллионов человек.
Наличие ЖД обеспечит высокий товарооборот - ожидается, что ежегодно будет транспортироваться около 13 миллионов тон грузов. Расчетная скорость движения для пассажирских поездов по Крымскому мосту составит 120 километров в час, для грузовых - 80 км/ч.
Судоходные арки
29 августа 2017 года была завершена процедура транспортировки и монтажа железнодорожной арки, а 13 октября - автодорожной. Они располагаются в центральном судоходном пролете над Керчь-Еникальским каналом.
Наличие моста никак не повлияет на работу судоходной сферы в Керченском проливе. Проектировщиками были предусмотрены арочные пролеты. Длина каждого из них составляет 227 метров, а высота над поверхностью воды - 35 метров.
История
Переправляться через пролив между полуостровом и материковой частью хотели еще 1000 лет назад.
1068 год
В далеком 1068 году это расстояние преодолевалось по льду зимой. Князь Глеб насчитал от Тьмутаракани до нынешней Керчи, которая тогда называлась Корчевом, приблизительно 30 километров дороги.
Однако постоянно пересекать такое большое расстояние по льду было нецелесообразно и небезопасно, поскольку в проливе лед далеко не всегда устойчивый. А самой большой преградой для жителей той эпохи были шторма и течения, которые часто наблюдаются в проливе. Их наличие способствовало разделению Боспорского государства на восточную и западную части.
1870 год
В 1870 году через Керченский пролив был проложен телеграфный кабель, благодаря которому осуществлялась связь между Англией и Индией. Кабель работал так хорошо, что англичане планировали проложить ЖД пути, тогда и возникла первая мысль о строительстве моста. Но эту идею отложили из-за больших затрат.
1944 год
Во время Второй мировой войны немцы планировали построить переправу и сначала эта идея осуществилась в виде канатной дороги. Следующим этапом должен был стать мост, но на тот момент Керчь и Тамань освободили от немецких захватчиков.
В 1944 году мост все-таки появился. Его возвели за 150 дней советские строители во главе с Борисом Надежиным. Не смотря на то, что мост успели открыть, простоял он недолго. Из-за необычно сильного ледохода повредились опоры и мост пришлось разобрать.
1954-1991 год
В сентябре 1954 года по Керченскому проливу начали курсировать паромы. Через некоторое время приняли решение построить плотину с мостом. Идею очень долго разрабатывали, но в 86 году все-таки отказались.
Автомобильные паромы «Керченский-1» (справа) и «Керченский-2» в порту «Крым», 1984 г.Железнодорожные паромы «Восточный» (слева) и «Заполярный» (справа), катер «Радуга-48», 1984 г.Катер «Тамань» на Керченской переправе, 1960-е г.Паром «Заполярный», 1980 г.
В 1991 году снова появился проект Крымского моста, который предложил народный депутат СССР Юрий Кольцов и даже внес его в Госплан. Задуманное так и не осуществилось из-за высоких затрат.
2000-е года
Украина и Россия также хотели совместно начать строительство моста, который планировалось завершить в 2014 году. Но реализовать проект удалось только после перехода Крыма в РФ.
2015-2018 года
В начале 2015 года разработчики проекта детально проработали концепцию транспортного перехода с учетом всех особенностей. К реализации этого шага привлекались десятки экспертов и лучших умов России. Когда концепция была проработана, правительство Российской Федерации издало распоряжение о выборе подрядной организации, которая станет заниматься проектированием и строительством.
17 февраля 2015 года был подписан контракт между «Управлением федеральных дорог «Тамань» Росавтодора с ООО «Стройгазмонтаж». Уже через два месяца, в апреле того же года, подрядная организация начала совместную работу над проектом с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург».
Хроника строительства
Общую хронику строительства моста можно разделить на несколько временных периодов.
2014 год
В феврале 2014 года российской государственной компанией «Автодор» было учреждено предприятие ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив». Последняя компания выполнила предварительные инженерные работы и взыскания, а также археологические и исторические исследования местности. Была полностью исследована территория на предмет наличия взрывоопасных устройств и воинских захоронений, которые могли бы повлиять на безопасность людей.
Весной 2014 года, в апреле при Научно-техническом совете Государственного предприятия «Автодор» был создан Экспертный совет. Его образование обусловлено необходимостью увеличения качества и эффективности проработки инженерных проектов и взысканий, а также обоснования варианта строительства самого моста. В совет вошли лучше представители научной сферы, а также строительных, образовательных и проектных компаний и организаций. В совет стали входить и независимые специалисты. В соответствии с поручением Дмитрия Козака, зампредседателя правительства России, была образована Межведомственная комиссия по обеспечению Крыма с материковой Россией транспортным сообщением, которое будет проходить через Керченский пролив.
11 июня 2014 года было одобрено строительство моста на полуостров в створе косы Тузла. В соответствии с итогами деятельности Экспертного совета, а также Межведомственной комиссии, был одобрен проект строительства моста. За все время деятельности специалисты рассмотрели больше 70 вариантов транспортного перехода.
В августе 2014 года российское руководство выбрало заказчика, которым является Федеральное дорожное агентство Росавтодор. В соответствии с поручением президента был принят вариант постройки в створе косы Тузла.
2015 год
Зима
В январе 2015 года вопрос о том, что «Стройгазмонтаж» будет подрядной компанией по реализации проекта, стал ребром. Длительные конкурентные переговоры все же привели к тому, что эта организация была выбрана генеральным подрядчиком. Уже через месяц, в феврале руководители «Стройгазмонтажа» и таманского филиала ООО «Росавтодор» подписали договор о совместной работе. Подрядная организация должна была заниматься проектированием Крымского моста и его постройкой.
Весна
В марте того же года была создана компания «СГМ-Мост», ее назначение заключалось в контроле всего объема работ, связанного с проектированием и строительством. Создание дочерней организации дало возможность сконцентрировать основные ресурсы для реализации проекта в одной структуре. С ее помощью стало возможным увеличить прозрачность всех денежных расходов и транзакций.
В апреле 2015 года между ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» и «Стройгазмонтаж» подписывается договор о совместной работе. Первое предприятие должно было заниматься реализацией проектных работ. Эта организация является самой крупной и ведущей в области проектирования мостов, а также транспортных сооружений.
Весна 2015 года была насыщена на события, связанные со строительством моста. Берега, а также территория акватории Керченского пролива, были проверены саперами на предмет наличия взрывоопасных устройств времен ВОВ. Были найдены множество фугасных авиабомб, а также других опасных находок, которые впоследствии вывозились на полигон и уничтожались. На месте, где планировалось строительство моста, проводились геодезические исследования, а также археологические раскопки и работы по сохранению важных объектов археологии. Все материалы, которые представляли интерес для ученых (памятники средневековья, времен античности и бронзового века), обработаны и отправлены в музеи.
25 мая 2015 года в Керчи и Тамани состоялись общественные слушания касательно вопроса разработки технического задания и материалов ОВОС. Они необходимы для проведения инженерных изысканий касательно строительного проекта.
Лето
Летом 2015 года начался экологический мониторинг территории, а также проводятся мероприятия по защите вымирающих видов фауны и флоры. Из зоны, где будет строиться мост, переселяются животные и убираются редкие виды растений, занесенные в Красную книгу. Начинаются испытания грунтов, проверяется их прочность посредством использования свай. Для этого сваи погружаются на определенную глубину и нагружаются домкратами. После этого производится фиксация осадка установленных конструкций, а также величина сопротивления грунта.
Также летом начинают строиться площадки, предназначенные для укрупнительной сборки компонентов и составных частей моста. В акватории Керченского пролива строится три рабочих моста, которые используются для дальнейшей доставки материалов, а также техники к месту проведения строительных работ. Эти мосты функционируют независимо от погодных условий. Чтобы обеспечить доставку всех грузов на стройплощадки в обход городов и сел, начинается строительство технологической дороги, ее длина составляет 50 км. На берегах пролива начинается формирование мобильных асфальтобетонных узлов, их мощность составляет 150 м3 бетона, 130 м3 цементобетона, а также 140 тонн асфальта в час.
В июне 2015 года все материалы изысканий, а также проектные конструктивные решения передаются в Главную Государственную экспертизу. Начинается строительство вахтовых городков в Тамани и Керчи. В каждом из них есть столовые, медицинские учреждения и прачечные. В каждом городском комплексе планируется расселить по 10 тысяч работников.
10 июля того же года проект подъездов и подходов к мосту со стороны Тамани был одобрен Главной Государственной экспертизой.
31 августа в Тамани и Керчи проходят общественные слушания по оценочным материалам воздействия строительных работ и эксплуатации моста на окружающую среду.
Осень и конец года
25 сентября того же года завершается постройка, а также испытания тяжелой техники, которая используется для первого рабочего моста. Он соединил косу с островом Тузла.
1 октября руководство страны дает «добро» на постройку автомобильного подъезда к мосту со стороны Тамани. В этот же день проектная часть Крымского моста представляется на Международном инвестиционном форуме, проходящем в Сочи.
Через 2 недели, 14 октября, представители археологических организаций передают музейному комплексу, расположенному в Тамани, сотни различных находок. Все они найдены на территории, где планируется постройка железнодорожного подхода к мосту.
22 октября того же года в Керченском проливе производится монтаж навигационных приборов и устройств. Оборудование предназначается для обеспечения безопасности судоходства на время, пока будет строиться мост. Установленные в акватории буи должны предупреждать судоводителей о границах проводимых за пределами канала строительных работ.
16 ноября в Керченском проливе на участках, где строится мост, проводится археологическое исследование. Ученые изучают так называемое керамическое поле. Находятся десятки древних керамических сосудов, которые были произведены в V-VI веках до нашей эры.
19 ноября Государственная экологическая экспертиза подтвердила возможность реализации проекта в соответствии с предоставленной документацией.
На следующий день, 20 ноября производится монтаж шумозащитных экранов на подъездах к Крымскому мосту. В Тамани и Керчи устанавливается оборудование высотой до 6 метров, которое позволяет понизить уровень шума при подъезде к мосту. Производится высадка деревьев вдоль дороги, для этого используется специальная шумозащитная схема. Ее принцип заключается в высадке в шахматном порядке. Полоса высадки составляет 45 метров. Николай Лучников в своем видеоролике показал, как выполнялась процедура установки шумоизоляционных экранов при строительстве Крымского моста.
24 ноября Росприроднадзором были ободрены меры касательно вопроса о защите окружающей среды при реализации строительного проекта.
2 декабря того же года строительная компания, занимающаяся реализацией проекта, укрепляет склон, расположенный со стороны Керчи. Участок, где планируется строить мост, обезопасивается от вероятных оползневых процессов. Все мероприятия были реализованы в рамках подготовительных работ по реализации проекта неподалеку от створа мостового сооружения в Керчи.
16 декабря проходит экологический мониторинг на территории, где планируется стройка. Ученые занимаются изучением почвы, воздуха, а также воды. Их задача заключается в определении и фиксации вероятных изменений, происходящих в окружающей среде. Посредством мониторинга представляется возможным предотвратить и не допустить вероятные экологические риски.
2016 год
Зима
9 февраля проводится комплекс работ по сохранению плодородного слоя грунта. Операции выполняются на обоих берегах Керченского пролива.
17 февраля строители начинают подготовку акватории пролива к началу стройки. Для этого проводится создание второго и третьего рабочих мостов. Возводятся временные сооружения, предназначенные для постройки основного моста.
19 февраля проект Крымского моста получает одобрение Главной Государственной экспертизы. Представители организации одобрили достоверность сметной стоимости проекта.
Весна
10 марта строительная организация начинает возведений свайных фундаментов моста. Рабочий процесс начинается на сухопутной части территории, где будет проходить строительство. Действия ведутся обширно и одновременно на разных участках, общая протяженность которых составляет 10 километров.
18 марта на место строительства приезжает президент России Владимир Путин. Он совершает облет района, где возводится мост, и изучает подходы к нему на вертолете. В этот же день Путин предлагает создать Общественную организацию по реализации проекта, предназначение которой будет заключаться в контроле процесса и мониторинге расхода бюджетных денег. Также Путин предлагает построить в Керчи музей артефактов, которые были обнаружены при проверке территории строительства моста.
23 марта крупные отечественные организации и компании начинают участвовать в постройке моста. Привлечением компаний занималась ООО «СГМ-Мост».
12 апреля 2016 года представители подрядной организации заявляют, что первая опора моста, расположенная на острове Тузла, уже готова. Речь идет об опоре под номером 173 для автомобильной трассы. Строительство потребовало 400 тонн металлических конструкций и 250 кубических метров бетона.
19 мая на место стройки из Воронежа отправляются первые балки пролетных строений. Использовалось четыре балки, общая масса которых составила 50 тонн.
30 мая того же года строительные организации погрузили больше тысячи свай в основание проекта. Погрузка осуществлялась как на сухопутных, так и на морских участках, где ведется постройка.
Лето
В начале лета, 9 июня, строители начинают установку пролетов моста. Этот этап является важным для реализации проекта. Он начался на побережье Тамани.
17 июня начинается возведение опор для моста в акватории пролива. Это первый этап проведения работ непосредственно в воде. Ранее все работы проводились только на сухопутных участках.
1 августа того же года начинается строительство судоходной составляющей моста. Происходит возведение наиболее мощных опор. Строители поднимают судоходный пролет в виде арки над фарватером канала, арка должна быть расположена в 35 метрах от поверхности воды. Благодаря такому расстоянию суда, которые курсируют из Азовского моря в Черное и обратно, должны проходить беспрепятственно через пролет.
24 августа того же года начинается процесс сборки судоходных арок. Строительная компания начинает сборку основных компонентов проекта. Речь идет о судоходных пролетных строениях.
Осень и конец года
1 сентября 2016 года происходит установка сотой опоры на сухопутных участках. Юбилейной для проекта стала опора под номером 165, предназначенная для автомобильной трассы. Установлена на острове Тузла.
13 сентября 2016 года завершается создание вспомогательной инфраструктуры проекта. Полностью готовы три рабочих моста, необходимых для постройки основного. Также полностью созданы складские, технологические и промышленные площадки и временные причалы. Для рабочих построены городки, уложено 30 километров временных дорог.
15 сентября с рабочим визитом на место строительства приехали президент и премьер-министр РФ - Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Первые лица государства посетили один из рабочих участков, расположенный на керченской стороне. В места посещения открывается панорамный вид на строительство моста.
21 сентября застройщик заявил, что закончилось возведение первой опоры Крымского моста в акватории Керченского пролива. Речь идет об опоре, установленной на западной стороне Тузлинской косы.
24 октября 2016 года был сформирован первый участок плиты, установленной на проезжую часть моста. Первая операция по устройству и установке плиты осуществлялась на острове Тузла.
31 октября того же года представители строительной компании отчитались о завершении свайных работ на первом участке постройки. Речь идет об участке между Тузлинской косой и береговой линией. Строители заявили, что завершены работы над созданием фундаментов 46 опор для автомобильной трассы и железной дороги.
3 ноября строители заявили о прохождении еще одного рубежа. На сухопутных и морских участках стройки было установлено более трех тысяч свай.
15 декабря 2016 года было восстановлено 30 километров дорог на Тамани. Дорожная сеть в южной части Краснодарского края предназначалась для транспортировки грузов к месту строительства. Эти дороги использовались до того, как была введена в эксплуатацию технологическая трасса.
19 декабря строители отчитались о возведении 200 опор. Юбилейной стал номер 84. Для создания опоры использовался фундамент, состоящий из восьми наклонных трубосвай, которые были установлены на глубину 67 метров.
2017 год
Зима
2 февраля строители приступили к постройке морских пролетов. Сборка осуществляется на суше с использованием специального стенда. Затем они передвигаются над акваторией. Для этого применяются специальные скользящие направляющие, а процедура перемещения осуществляется посредством мощных домкратов.
7 февраля 2017 года началась процедура сборки сводов судоходных арок. С помощью специальных стендов было собрано практически пять с половиной тысяч из десяти тысяч тонн блоков. Это только нижняя часть конструкции. После этого строители приступают к сборке сводов. Подъем дуги должен составить до 45 метров.
23 февраля в Крыму стартовала постройка автомобильного подъезда к мосту. Для связывания моста с трассой Таврида потребуется девять километров дороги. Дорожное покрытие будет прокладываться через весь Крым до Севастополя.
Весна
16 марта 2017 года был выпущен альманах «Крымский мост. Год строительства». Книга состоит из более чем семидесяти страниц текста, включающего в себя факты и цифры. Также здесь приведены цитаты инженеров и проектировщиков. В альманахе можно увидеть сотни фотографий с места строительства.
6 апреля начинается процедура бетонирования фарватерной опоры моста. Бетонированию подлежит наиболее мощная опора моста, одна из двух. Обе опоры располагаются в проливе и предназначаются для удержания судоходных арок над поверхностью воды. Фундамент каждой опоры, которая подлежит бетонированию, включает в себя 95 свай, состоящих из толстостенных стальных труб.
18 апреля ученые представили модель процесса транспортировки судоходных арок на мост. Моделированием занимались специалисты, работающие в Крыловском государственном центре Питера. Для разработки проекта было проведено математическое, а также экспериментальное моделирование процесса транспортировки арок. Речь идет о двух арках - железнодорожной и автомобильной.
4 мая строители заявили, что половина опор строящегося моста уже готовы. Среди них все сухопутные опоры, использующиеся для строительства автомобильной трассы.
15 мая были выведены на воду плавучие опоры, использующиеся для транспортировки и установки арок. Над разработкой системы для перевозки занимались севастопольские специалисты. Арки будут доставляться от технологической площадки в Керчи к месту установки. Речь идет о фарватерных опорах в проливе.
Лето
16 июня 2017 года завершена сборка железнодорожной арки моста. Строительная компания заявила о замыкании свода арки на высоте 45 метров от основы. Для завершения процесса арочный пролет подлежит доработке и укомплектовке эксплуатационными компонентами. После этого надо произвести подготовку арки к установке на фарватерные опоры.
10 июля 2017 года на мосту началась процедура укладки первого асфальта. Для устройства дорожного покрытия сначала обустраивается первый слой. Асфальтобетон укладывается на готовых пролетах.
24 июля начался процесс монтажа верхней составляющей фарватерных опор. Эти элементы начинают набирать проектную высоту.
31 июля строители заявили о завершении сборки автодорожной арки.
5 августа начался процесс подготовки арки для железнодорожных путей к погрузке на плавательную систему. В дальнейшем арки будут доставлены к месту монтажа.
16 августа стало известно о погружении всех свай в основу автомобильной трассы моста. Крайняя трубчатая свая была установлена в грунт под опору под номером 256. Данный участок располагается в акватории пролива между керченским берегом и фарватером. Для создания фундамента, который используется для обустройства автомобильной трассы, применялось более трех тысяч свай.
27 августа 2017 года в Керченском проливе начинается операция по перевозке и установке арок моста. Сами арки были доставлены на место монтажа, но теперь начинается их подготовка к поднятию на фарватерные опоры железнодорожного арочного пролета. Общая масса последнего составляет более 6 тысяч тонн.
29 августа под установленной аркой моста прошло первое судно. Речь идет о сухогрузе «Святитель Алексей», которое шло из Азовского моря в Черное. Канал "Россия 24" снял сюжет о проходе судна "Святитель Алексей" через арку построенного моста.
Осень и конец года
В течение всего процесса строительства проводился инженерный мониторинг точности установки ж/д арки. 3 сентября 2017 года результаты комплексного мониторинга показали, что точность монтажа составляет 100%. Работы по диагностике точности осуществлялись на протяжении нескольких дней после окончания строительства арки.
6 сентября через арку Крымского моста впервые прошел десантный корабль «Азов».
2 октября на мосту был установлен пилотный участок верхнего слоя асфальтового покрытия. Укладка осуществлялась на участке, расположенном на острове Тузла.
12 октября того же года арка автомобильной трассы была поднята на необходимую высоту, регламентируемую проектом. Строительная компания подняла арку для установки на фарватерные опоры. Высота составляет 35 метров над поверхностью воды.
13 октября прошла операция по монтажу автодорожной арки. В этот день она была успешно завершена.
21 ноября посредством пролетов были соединены остров Тузла и коса. Масса каждого пролета составила более 150 тонн. Сборка осуществлялась из заводских блоков на суше с помощью специального стенда. Затем пролеты транспортировались к месту монтажа на мосту посредством использования самоходных модулей. Эти элементы надвигались на опоры с использованием выкатных путей.
4 декабря стало известно, что все опоры под автомобильную дорогу уже готовы. В общей сложности за время строительства было построено 288 опор. 85 из них установлены в морской акватории. В основание этих опор было погружено больше 3 тысяч свай. Глубина установки составляет до 88 метров.
17 декабря состоялось не менее знаменательное событие. Посредством голосования было определено название проекта. Мост стал называться Крымским, за это официальное название проголосовало 64% голосовавших. Название «Крымский мост» теперь появится на дорожных указателях.
20 декабря была завершена процедура сооружения пролетов для установки автомобильной трассы. От Керчи до Тамани была протянута целая нить металлических конструкций. Их общая масса составила более 100 тысяч тонн.
2018 год
Хронология событий, связанных со строительством моста в 2018 году:
18 января на пилотном участке моста была обустроена дорожная часть. Речь идет об участке, расположенном на острове Тузла. На мосту строители установили барьерные ограждения, а также мачты для освещения.
22 января строительная компания начала процесс установки антисейсмического оборудования. На автомобильной части моста между опорами производится монтаж специальных шок-трансмиттеров. Их назначение заключается в предотвращении негативного воздействия сейсмической активности на структуру моста.
5 февраля строительная компания приступила к сооружению морских пролетов под железную дорогу. Происходит формирование отрезка мостового полотна, предназначенного для соединения с аркой. Отрезок будет установлен между фарватером канала и островом Тузла.
14 марта 2018 года президентом Владимиром Путиным была совершена плановая поездка на площадку, где строится Крымский мост. В ходе встречи представители компании-застройщика пригласили президента на запуск автомобильного движения, который планируется совершить в мае 2018 года.