4 подписчика

Дети самостоятельнее, чем мы думаем

Настрой: Pink Floyd - Marooned

Нам 13 лет. Воскресенье. Завтра в школу. 2 часа дня. Мы только что пообедали и зашли в свою комнату. А там... Комната 13-летнего подростка. Во всей красе. "Вот сейчас полежу немного после обеда и надо прибраться, а то уже ни одной вещи не найти да и пылью дышать надоело", - думаем мы про себя. Взяв недочитанную книгу, мы ложимся на кровать, и тут заходит мама. Дальше следует монолог о лени и грязи, громкость которого возрастает вместе с крепостью используемых аргументов. Наверное, у каждого есть похожие воспоминания. Поднимите руку те, кого эта ситуация вдохновляла на уборку.

Настрой: Pink Floyd - Marooned Нам 13 лет. Воскресенье. Завтра в школу. 2 часа дня. Мы только что пообедали и зашли в свою комнату. А там... Комната 13-летнего подростка. Во всей красе.

В нашей копилке довольно много ситуаций общения с подростками, описанных родителями. Мы обойдём побуждение родителями своих детей к самостоятельности в бытовых делах как наиболее простое. Нас волнует самостоятельность эмоциональная, формирование у детей внутренней основы для решения сложных моральных вопросов и выхода из эмоционально непростых состояний в будущем. Вот одна из таких ситуаций. Да, некоторые высказывания далеки от идеала. (Имена изменены):

Ситуация №005

<<Моя 14-летняя дочь пришла домой из школы. Вид у неё был довольно взвинченный.

Алиса: Елена Георгиевна сегодня накричала на меня!
Папа:Так.
Алиса: Она наорала на меня!
Папа: Её что-то разозлило?
Алиса: Она кричала: "Так мяч в баскетболе не бросают. Ведение мяча, Алиса! Сколько можно повторять?" Я понятия е имела об этих правилах. Она никогда при мне этого не объясняла.
Папа: Тебя рассердило, что она кричит.
Алиса: Она просто выбесила меня.
Папа: Это расстраивает, когда на тебя без особой причины кричат.
Алиса: Она не имела никакого права!
Папа: Она не должна была кричать.
Алиса: Нет, я очень зла на неё. Хочу переехать её автобусом.
Папа: Подвесить её вниз головой.
Алиса: Сварить в масле.
Папа: Лучше изжарить.

И Алиса начала улыбаться. И я тоже. Потом мы засмеялись и стали говорить о том, как глупо человек выглядит, когда кричит как Елена Георгиевна. В итоге она сказала: "Теперь я, по крайней мере, знаю, как правильно вести баскетбольный мяч". Я был поражён результатом и тем, что у меня что-то начало получаться. Раньше я был склонен реагировать негативно, сказал бы, что скорее всего Алиса сама виновата, где-то что-то просмотрела, забыла и всё в таком духе. Если бы я повёл себя подобным образом и в этой ситуации, то она закрылась бы в комнате, хлопнув дверью, решив, что у неё не только несдержанная учительница, но и отец-идиот.>>

Выделим характерные черты позитивного разговора на примере этой ситуации:

1) Разговор начал ребёнок.

2) Родитель не занимает морализаторскую позицию и никого не осуждает.

3) Родитель пережидает выход эмоций.

4) Родитель не делает выводы за ребёнка, не предлагает готовых вариантов (ведь его об этом прямо не просят, а ситуация сама по себе не критическая).

И в итоге Алиса самостоятельно нашла выход из негативного эмоционального состояния. Но мы-то знаем, что не без папиной помощи.

Попробуйте, и вы удивитесь, насколько дети много могут сами, если мы перестанем бесконечно давать им советы.

Оцените публикацию и, если вам стало интересно, подпишитесь на наш канал.