« Неперспективная » деревня
Стоит над вечною рекой.
Шумят столетние деревья,
Скворчинный слышен непокой.
Сверкают стёклами жилища,
Гогочут гуси под мостом,
И тянет с близкого кладбища
Свежепокрашенным крестом.
Снуют над яблонями пчёлы,
Исходят мёдом лепестки,
И размахнувшиеся долы
Почти дуреют от тоски.
А там, поодаль, чуть левее,
« Бесперспективное » село…писал когда-то Виктор Коротаев. Как часто поэты на Руси выступают в роли прорицателей! Уже несколько десятилетий отделяют от нас эти строки, рождённые писателем в то, советское, как сейчас принято называть, время. Только вот изменилось ли что-то в лучшую сторону – вот вопрос!
УБИТАЯ ДУША
или размышления на тему истории русской деревни.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРЕДЫСТОРИЯ.
История Андреевской средней школы начиналась ещё в конце девятнадцатого века. Основная часть местного населения бывшей Чучковской волости могла обучать своих детей в Чучковском земском училище, открытом ещё в 1897 году. Но здание, где размещалось училище, не могло вместить всех желающих учиться детей. Поэтому, по согласованию с Тотемской епархией, 9 января 1897 года была открыта Мольско-Троицкая церковно-приходская школа при величаво возвышающейся над всей округой Мольско-Троицкой Покровской церкви. Крестьяне волости по приговору на школьные нужды вносить 3,5 копейки с души.
4 октября 1898 года Тотемское уездное собрание рассмотрело прошение вдовы штабс-капитана Аполлона Николаевича Михрина. Она предлагала внести на счёт Министерства народного просвещения пять тысяч рублей облигациями государственной ренты под условием открытия «на родине её покойного мужа в Мольском приходе, в деревне Андреевское, народной школы с присвоением оной имени штабс-капитана Михрина». Учитывая значимость пожертвованной суммы, и заботясь о процветании округи, министерство даёт согласие. Строительство нового здания началось в 1903 году, а ещё через четыре года, 1 сентября 1907 года новая школа принимала своих первых учеников. Первым заведующим становится Яков Феофелактович Селяков. Когда впервые видишь фотографию этого человека, по-настоящему понимаешь смысл словосочетания «русская интеллигенция» и осознаешь смысл профессии педагога.
Великие и трагические 30-е годы не прошли мимо Андреевской школы. Репрессиями был затронут и педагогический коллектив.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже 24 июня ушли на фронт директор школы А. А. Мальцев, учителя С. М. Корюкин и А. С. Крашенинин. В тяжёлые военные годы школа жила бурной жизнью, главным лозунгом которой были слова: «Всё для фронта! Всё для победы!». В грозное время, когда дела человека оценивались не по обычным, а по особым, военным, учителя были примером не только для детей, но и всего деревенского общества.
Победной весной вернулись домой, и сразу же встали у доски педагоги-фронтовики. Именно с тех дней начинается настоящий расцвет Андреевской школы. Дети посадили берёзовую аллею вокруг здания, обустроили стадион, разбили богатый садик, где каждой осенью снимали богатый урожай. Юные биологи выводили разнообразные сорта овощей, историки собирали местный фольклор, спортсмены брали главные призы на областных соревнованиях. Многие из выпускников станут в дальнейшем философами, педагогами, инженерами, военными, спортсменами, музыкантами, медиками и просто настоящими людьми. Стоит вспомнить Павла Ивановича Зубакина, Николая Михайловича и Дмитрия Александровича Бубякиных, Татьяну Александровну Мальцеву и Леонида Александровича Волкова, Гурия и Игоря Алексеевича Крашенининых.
Шли годы…В 1985 году Андреевскую школу кое кто из местного районного начальства посчитал нерентабельной, и её закрыли. Детей перевели в центральную усадьбу Чучково, а богатый краеведческий материал из фондов школы был частью разворован, частью выброшен «за ненадобностью» коллективом новой школы. Разгром школы довершили солдаты, жившие там некоторое время. Они выбили окна, сорвали двери с петель, ободрали обои.
Сегодня старейшая в округе школа медленно разрушается. Ещё крепкие бревенчатые стены уже видны из-под обшивки, но ветер гуляет тем, где раньше бегали ребятишки. Крыльцо покосилось и заросло крапивой, а некогда цветущий садик превратился в заросли бурьяна. Предложения местных жителей не забывать школу, устроив в ней детский лагерь или дом для стариков, разбивались о монолитную стену бюрократического равнодушия. Вот и стоит обиженная и забытая людьми Андреевская школа почти с вековым педагогическим стажем. Стоит и дивится людскому бездушию, о которое в один момент разбилось всё то светлое и чистое, ради чего она и была когда-то построена всем миром.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ.
История всё-таки повторяется! И судьба молодой Огаровской школы, что через несколько лет была построена в паре километров от Андреевского, повторяется с пугающей точностью. В течении почти двух десятилетий маленький коллектив педагогов вёл активную работу над созданием особой атмосферы в школе. Развитию творческих, познавательных, эстетических способностей детей была посвящена каждая минута школьной жизни. Был создан и функционировал школьный музей, где хранились документы и экспонаты двухвековой давности. Благодаря этому, на уроках дети могли не только заглянуть в учебник, но и посмотреть и даже примерить вещи своих предков.
Знакомясь с людьми, огаровские ребятишки смогли окунуться в волшебный мир Виктора Коротаева, Глеба Тёкотева, Алексея Мурина. Кабинет писателя с богатейшей библиотекой, собранной благодаря знакомству с вологодскими писателями, стал местом ежегодного проведения литературного фестиваля «Прекрасно однажды в России родиться!». В уютных стенах школы собирались творческие коллективы области, писатели, музыканты-исполнители, юные авторы. По инициативе детей, на малой родине Виктора Коротаева, в деревне Липовице, был установлен мемориальный камень, посвящённый жизни поэта.
Работа эколого-краеведческого клуба «Летописец» позволяла проводить научные экспедиции не только по Сокольскому району, но и Волго-Балтийскому каналу, Чагодощенской земле и даже Хибинским горам, откуда ребята привозили богатейший материал для своих исследований.
Десять лет ученики школы занимали призовые места в областных научно-практических конференциях, принимали участие в научных чтениях, олимпиадах.
Несколько лет в школе выходила газета, которая своими материалами вызывала бурю недовольства у главы местной администрации.
Своеобразным лавровым венком всех побед стал сад и огород, который коллектив учащихся и педагогов разбил вокруг школы. К слову заметить, лучший во всём районе…
Есть что-то общее в трагической судьбе двух школ. Уже несколько лет против Огаровской школы велась настоящая война. Сперва, решением местных властей, а также некоторых чиновников из Сокола, школе был подписан смертный приговор – её закрыли! Почти весь коллектив оказался в положении безработных. Здание, по заверениям чиновников, передают под дом престарелых…
Вот так, одним росчерком, поставить крест на многолетнем труде и славных достижениях местных педагогов и их воспитанников! Для современной жизни, когда соединяют рентабельность, рынок и человеческие души - это становится нормой! Но, откровенно говоря, чем больше сталкиваешься с такими явлениями, тем меньше хочется «нести доброе и светлое», работая в государственной школе!
ЧАСТЬ ТРЕТЯЯ: ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Стоит приехать в Андреевское, чтобы ощутить, сколь сильна была связь наших предков с самой природой. А стоит пройти по извилистой дорожке через деревню и, спустившись с горки, подойти к старой школе, как становится понятно, что всё построено с душой и любовью. Дома, как лица стариков, ещё живущих здесь, с каким-то едва уловимым укором посмотрят на вас. Вы поймёте всю красоту северной русской деревни, всё величие и красоту некогда живущих здесь людей, к большому сожалению умирающую и исчезающую навсегда…
Спуститесь к роднику, что тихо журчит возле школы, глотните чистой студёной воды, и может быть, поймёте, где находятся корни всего нашего народа.
Пройдите пару километров пешком по старой тотемской дороге, загляните в Огарово, посмотрите на закрытую школу, разрушаемое здание, уже заброшенный сад и огород и попытайтесь ощутить убитую чиновниками душу этой маленькой деревни…
В башку какому дуралею
Названье дикое взбрело?
Ведь на завалинках старухи
Ведут привычный пересуд.
И – хоть не частые,- но внуки
Вокруг горланяти снуют.
Пугают куриц у забора,
Телка с лужайки гонят прочь.
И с заревой рыбалки скоро
Грозятся щуку приволочь.
Шумят, беспечны и наивны,
Покорных тискают котят.
И что они неперспективны –
Ни знать, ни верить не хотят…
« Неперспективная » деревня
Стоит над вечною рекой.
Шумят столетние деревья,
Скворчинный слышен непокой.
Сверкают стёклами жилища,
Гогочут гуси под мостом,
И тянет с близкого кладбища
Свежепокрашенным крестом.
Снуют над яблонями пчёлы,
Исходят мёдом лепестки,
И размахнувшиеся долы
Почти дуреют от тоски.
А там, поодаль, чуть левее,
« Бесперспективное » село…писал когда-то наш земляк Виктор Коротаев. Как часто поэты на Руси выступают в роли прорицателей! Уже несколько десятилетий отделяют от нас эти строки, рождённые писателем в то, советское, как сейчас принято называть, время. Только вот изменилось ли что-то в лучшую сторону – вот вопрос!
УБИТАЯ ДУША
или размышления на тему истории русской деревни.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРЕДЫСТОРИЯ.
История Андреевской средней школы начиналась ещё в конце девятнадцатого века. Основная часть местного населения бывшей Чучковской волости могла обучать своих детей в Чучковском земском училище, открытом ещё в 1897 году. Но здание, где размещалось училище, не могло вместить всех желающих учиться детей. Поэтому, по согласованию с Тотемской епархией, 9 января 1897 года была открыта Мольско-Троицкая церковно-приходская школа при величаво возвышающейся над всей округой Мольско-Троицкой Покровской церкви. Крестьяне волости по приговору на школьные нужды вносить 3,5 копейки с души.
4 октября 1898 года Тотемское уездное собрание рассмотрело прошение вдовы штабс-капитана Аполлона Николаевича Михрина. Она предлагала внести на счёт Министерства народного просвещения пять тысяч рублей облигациями государственной ренты под условием открытия «на родине её покойного мужа в Мольском приходе, в деревне Андреевское, народной школы с присвоением оной имени штабс-капитана Михрина». Учитывая значимость пожертвованной суммы, и заботясь о процветании округи, министерство даёт согласие. Строительство нового здания началось в 1903 году, а ещё через четыре года, 1 сентября 1907 года новая школа принимала своих первых учеников. Первым заведующим становится Яков Феофелактович Селяков. Когда впервые видишь фотографию этого человека, по-настоящему понимаешь смысл словосочетания «русская интеллигенция» и осознаешь смысл профессии педагога.
Великие и трагические 30-е годы не прошли мимо Андреевской школы. Репрессиями был затронут и педагогический коллектив.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже 24 июня ушли на фронт директор школы А. А. Мальцев, учителя С. М. Корюкин и А. С. Крашенинин. В тяжёлые военные годы школа жила бурной жизнью, главным лозунгом которой были слова: «Всё для фронта! Всё для победы!». В грозное время, когда дела человека оценивались не по обычным, а по особым, военным, учителя были примером не только для детей, но и всего деревенского общества.
Победной весной вернулись домой, и сразу же встали у доски педагоги-фронтовики. Именно с тех дней начинается настоящий расцвет Андреевской школы. Дети посадили берёзовую аллею вокруг здания, обустроили стадион, разбили богатый садик, где каждой осенью снимали богатый урожай. Юные биологи выводили разнообразные сорта овощей, историки собирали местный фольклор, спортсмены брали главные призы на областных соревнованиях. Многие из выпускников станут в дальнейшем философами, педагогами, инженерами, военными, спортсменами, музыкантами, медиками и просто настоящими людьми. Стоит вспомнить Павла Ивановича Зубакина, Николая Михайловича и Дмитрия Александровича Бубякиных, Татьяну Александровну Мальцеву и Леонида Александровича Волкова, Гурия и Игоря Алексеевича Крашенининых.
Шли годы…В 1985 году Андреевскую школу кое кто из местного районного начальства посчитал нерентабельной, и её закрыли. Детей перевели в центральную усадьбу Чучково, а богатый краеведческий материал из фондов школы был частью разворован, частью выброшен «за ненадобностью» коллективом новой школы. Разгром школы довершили солдаты, жившие там некоторое время. Они выбили окна, сорвали двери с петель, ободрали обои.
Сегодня старейшая в округе школа медленно разрушается. Ещё крепкие бревенчатые стены уже видны из-под обшивки, но ветер гуляет тем, где раньше бегали ребятишки. Крыльцо покосилось и заросло крапивой, а некогда цветущий садик превратился в заросли бурьяна. Предложения местных жителей не забывать школу, устроив в ней детский лагерь или дом для стариков, разбивались о монолитную стену бюрократического равнодушия. Вот и стоит обиженная и забытая людьми Андреевская школа почти с вековым педагогическим стажем. Стоит и дивится людскому бездушию, о которое в один момент разбилось всё то светлое и чистое, ради чего она и была когда-то построена всем миром.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ.
История всё-таки повторяется! И судьба молодой Огаровской школы, что через несколько лет была построена в паре километров от Андреевского, повторяется с пугающей точностью. В течении почти двух десятилетий маленький коллектив педагогов вёл активную работу над созданием особой атмосферы в школе. Развитию творческих, познавательных, эстетических способностей детей была посвящена каждая минута школьной жизни. Был создан и функционировал школьный музей, где хранились документы и экспонаты двухвековой давности. Благодаря этому, на уроках дети могли не только заглянуть в учебник, но и посмотреть и даже примерить вещи своих предков.
Знакомясь с людьми, огаровские ребятишки смогли окунуться в волшебный мир Виктора Коротаева, Глеба Тёкотева, Алексея Мурина. Кабинет писателя с богатейшей библиотекой, собранной благодаря знакомству с вологодскими писателями, стал местом ежегодного проведения литературного фестиваля «Прекрасно однажды в России родиться!». В уютных стенах школы собирались творческие коллективы области, писатели, музыканты-исполнители, юные авторы. По инициативе детей, на малой родине Виктора Коротаева, в деревне Липовице, был установлен мемориальный камень, посвящённый жизни поэта.
Работа эколого-краеведческого клуба «Летописец» позволяла проводить научные экспедиции не только по Сокольскому району, но и Волго-Балтийскому каналу, Чагодощенской земле и даже Хибинским горам, откуда ребята привозили богатейший материал для своих исследований.
Десять лет ученики школы занимали призовые места в областных научно-практических конференциях, принимали участие в научных чтениях, олимпиадах.
Несколько лет в школе выходила газета, которая своими материалами вызывала бурю недовольства у главы местной администрации.
Своеобразным лавровым венком всех побед стал сад и огород, который коллектив учащихся и педагогов разбил вокруг школы. К слову заметить, лучший во всём районе…
Есть что-то общее в трагической судьбе двух школ. Уже несколько лет против Огаровской школы велась настоящая война. В этом году, решением местных властей, а также некоторых чиновников из Сокола, школе был подписан смертный приговор – её закрыли! Почти весь коллектив оказался в положении безработных. Здание, по заверениям чиновников, передают под дом престарелых…
Вот так, одним росчерком, поставить крест на многолетнем труде и славных достижениях местных педагогов и их воспитанников! Для современной жизни, когда соединяют рентабельность, рынок и человеческие души - это становится нормой! Но, откровенно говоря, чем больше сталкиваешься с такими явлениями, тем меньше хочется «нести доброе и светлое», работая в государственной школе!
ЧАСТЬ ТРЕТЯЯ: ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Стоит приехать в Андреевское, чтобы ощутить, сколь сильна была связь наших предков с самой природой. А стоит пройти по извилистой дорожке через деревню и, спустившись с горки, подойти к старой школе, как становится понятно, что всё построено с душой и любовью. Дома, как лица стариков, ещё живущих здесь, с каким-то едва уловимым укором посмотрят на вас. Вы поймёте всю красоту северной русской деревни, всё величие и красоту некогда живущих здесь людей, к большому сожалению умирающую и исчезающую навсегда…
Спуститесь к роднику, что тихо журчит возле школы, глотните чистой студёной воды, и может быть, поймёте, где находятся корни всего нашего народа.
Пройдите пару километров пешком по старой тотемской дороге, загляните в Огарово, посмотрите на закрытую школу, уже заброшенный сад и огород и попытайтесь ощутить убитую чиновниками душу этой маленькой деревни…
В башку какому дуралею
Названье дикое взбрело?
Ведь на завалинках старухи
Ведут привычный пересуд.
И – хоть не частые,- но внуки
Вокруг горланяти снуют.
Пугают куриц у забора,
Телка с лужайки гонят прочь.
И с заревой рыбалки скоро
Грозятся щуку приволочь.
Шумят, беспечны и наивны,
Покорных тискают котят.
И что они неперспективны –
Ни знать, ни верить не хотят…