28 подписчиков

"Бесы": роман-предупреждение

2,1K прочитали

Стоит начать с того, что роман «Бесы», впервые опубликованный в 1872 году, занимает особое место в библиографии Ф. М. Достоевского (1821-1881). Многие литературные критики называют его наиболее политизированным из всех прочих. И это, правда, ведь в романе посредством своих героев Достоевский представляет как минимум несколько общественных идеологий, которые сталкивают между собой героев в романе. В данной статье я постараюсь представить несколько из них, которые, по моему мнению, являются ключевыми для понимания не только самих персонажей романа, но и представителей российской "радикальной интеллегенции" конца XIX века.

Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский

Прообразы

Ни для кого, ни секрет, что одним из главных сюжетных мест в произведении занимает убийство студента Шатова «пятеркой» Петра Верховенского. Прообразом этого действия стало историческое событие, а именно убийство студента И.И. Иванова в 1869 году, революционным кружком «Народная расправа» под руководством С.Н. Нечаева. То есть, прообразом студента Иванова в романе выступает студент Шатов, а за образом Петра Верховенского скрывается С. Н. Нечаев. Многие литературные критики и исследователи творчества Ф.М. Достоевского пытаются выделить и другие исторические прообразы, скрывающиеся за образами героев романа, однако для моей работы это не столь важно. В статье я разберу образы двух вышеперечисленных героев.

Сергей Геннадьевич Нечаев
Сергей Геннадьевич Нечаев

Шатов

Вот как об этом персонаже написал сам Достоевский: "Это было одно из тех идеальных русских существ, которых вдруг поразит какая-нибудь сильная идея и тут же разом точно придавит их собою, иногда даже навеки" . То есть Шатов, как и многие персонажи «Бесов» склонен к радикализму. Помимо прочего, Шатов - носитель собственной идеи, идеи о России, как народе-Богоносце. Свою концепцию, он излагает Николаю Всеволодовичу Ставрогину в первой главе второй части романа. Шатов видит мессианскую цель России, он верит, что второе пришествие Спасителя, произойдет именно в России. Ошибочно можно отождествить мировоззрение Шатова с мировоззрением идеологического течения России XIX века славянофилов. Это скорее религиозный национализм. Но вывод Достоевского, как мне кажется, таков: если выше Бога ставится национальная идея, то начинается «бесовство». Как следствие, Достоевский умерщвляет помимо самого героя, его идею.

Евгений Ткачук в образе Шатова в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко
Евгений Ткачук в образе Шатова в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Петр Верховенский

Петр Верховенский – главный «бес» революционного кружка, его лидер. Верховенский втягивает многих персонажей в свою затею создания политического кружка. Это герой, которым полностью овладело «бесовство», человек, который теряет свой лик, понятие совести. Им правит ложь и лицемерие. Верховенского можно назвать революционером-практиком, ведь именно он связывает кружок кровью, т.е. убийством Шатова. Через этот образ, как мне кажется, Достоевский размышляет над следующим вопросом: Если ты выступаешь за насильственную смену власти, готов ли ты убить кого-то сам, при этом не только врага, но и товарища? Убийство Шатова «пятеркой» Верховенского — это универсальная модель революционного действия, когда вместо заповеди «не убий» утверждается: «ты должен убить» ради «великого дела».

Антон Шагин в образе Петра Верховенского  в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко
Антон Шагин в образе Петра Верховенского в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Русский философ, Н.А. Бердяев, в своей работе "Духи русской революции" так характеризует этот образ: "Какая же идея овладела целиком Петром Верховенским и довела личность его до распадения, превратила его в лжеца и сеятеля лжи? Это все та же основная идея русского нигилизма, русского социализма, русского максимализма, все та же инфернальная страсть к всемирному уравнению, все тот же бунт против Бога во имя всемирного счастья людей, все та же подмена царства Христова царством антихриста"

Выводы

Таким образом, Достоевский, по моему мнению, предвосхищал то, что революционные события в России произойдут в безрадостной, жуткой и мрачной атмосфере, что не будет в ней возрождения народного. Это будет смута, посеянная такими людьми, как Верховенский.

«Бесы» — это роман об одержимых мыслью людей, о тех, кого «съела идея». Ведь сострадание униженным и оскорбленным и борьба с несправедливостью — святое дело. Но когда эта борьба ведется, презирая нравственность и человечность, начинается «бесовщина».

Любовь к прогрессу, свободе, достоинству человека - это прекрасно. Но когда эта любовь выливается в презрение к своему Богу, к своему народу, к своей стране, начинается бесовщина крайнего либерализма. Служение родине и патриотизм - чувства благородные и возвышенные. Но когда эта любовь к родине обозначает презрение к другим народам и отменяет нравственность, начинается бесовщина крайнего национализма. То есть, в своем романе Достоевский говорит о том, что нет хороших и плохих идеологий, правильных и неправильных. Все они, сосуществуя с другими, отражают важные запросы общества. Страшны те идеи, которые доведены до "абсолюта" и претендуют на тотальность.

Подписывайтесь на наш канал, там вы можете найти еще больше интересного материала. Если вам понравилась данная статья, не забудьте поддержать ее лайками.

Благодарим за прочтение.