"Одинадцать минут". Роман-провокация от Пауло Коэльо.

Самый провокационный роман Пауло Кальо. Написанные в далеком 2003 году "Одиннадцать минут" до сих пор вызывают резонанс.  Одни поют дифирамбы, считая книгу наполненной глубокой жизненной философией.

Самый провокационный роман Пауло Кальо. Написанные в далеком 2003 году "Одиннадцать минут" до сих пор вызывают резонанс.

Одни поют дифирамбы, считая книгу наполненной глубокой жизненной философией. Другие обвиняют в изобретении велосипеда, пафосности и примитивизме, пренебрежительно величают её "писаниной" и "откровенной халтурой".

Видимо предвидя всё негодования, Коэльо заранее отвечает:

Одни книги заставляют нас мечтать, другие - погружают в действительность, но все они проникнуты самым главным для автора - искренностью.

Следует оговориться, что повествование не отличается особой деликатностью и с первых же строчек шокирует. Поэтому не рекомендую читать её особо впечатлительным натурам с тонкой душевной организацией.

"Одиннадцать минут" это рассказ о молодой девушке по имени Мария. Которая в надежде на лучшую жизнь уезжает из своего бразильского провинциального городка в Женеву, столицу Швейцарии. И все бы ничего, могла получиться ещё одна вдохновляющая история в духе "Алхимика", о судьбе человека, следующего на встречу мечте, если бы не одно "но". Девушка становится проституткой.

Приняв решение, продавать тело, Мария заводит дневник, в котором хочет сохранить свою душу. В него записывает сокровенные мысли о любви, счастье, семье и ...о сексе.

Наблюдая за мужчинами, проходящими через её постель, пытается понять, почему секс играет такую важную роль в жизни человека.

На самом деле сеанс продолжается 45 минут, а если вычесть время на раздевание - одевание, неискреннюю ласку, обмен банальностями, то на чистый секс остается всего одиннадцать минут.
Одиннадцать минут. То, на чем вертится мир, длится всего одиннадцать минут.

И хотя все размышления по этому поводу идут от лица девушки, не могу сказать, что они отражают мир глазами обычной женщины. Ведь не случайно главная героиня является представительницей древней профессии, а не женой и матерью большого семейства.

На мой взгляд, роман бесспорно написан специально для женской аудитории. Но не с целью помочь им разобраться в самих себе, как например в "Бриде". Эта книга больше посвящена мужскому мировоззрению, глубинным причинам определенных поступков, которые могут открыть путь к их пониманию. И этот путь для женщины в сексе, который ничего общего не имеет с супружеским долгом. А в сексе, воплощающим в себе чистое удовольствие и являющимся естественным продолжением любви. Мне кажется, что именно для этого на страницах много внимания уделено особенностям женской физиологии и способам достижения оргазма.

Не скажу, что "Одиннадцать минут" явились для меня каким-то откровением. Но многое пришлось близким по духу.

В то же время, не со всем написанным готова безоговорочно согласиться. Взять хотя бы притчу "О женщине и птице", придуманную Марией, которая гласит:

Жила-была птица. <...> Существо, созданное для вольного полета в поднебесье <...>.
Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения. <...> Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.
Но как-то раз пришло ей в голову —да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. И женщина испугалась — испугалась, что с другой птицей никогда не сможет испытать ничего подобного. И позавидовала — позавидовала врожденному дару полета.
И еще испугалась одиночества. И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит — а улететь не сможет».
А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом посажена была в клетку.
Целыми днями женщина любовалась птицей. Но <...> мало-помалу угасал интерес к ней.
Птица же, лишившись возможности летать <...> облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтобы корму было вдоволь да чтоб клетка чистилась.
И в один прекрасный день птица взяла да и умерла.

Аллегория более, чем понятная. И смысла объяснять её не вижу. Но вот какой вопрос остался у меня после её прочтения: "А как бы повела себя птица, если однажды вернувшись после полёта, застала женщину в заботах и уходе за другим представителем рода своего? Отнеслась бы с пониманием и терпеливо подождала бы в очереди, когда ее сородич насытится и улетит? Или, позабыв о своем величии, раскудахтается?"

Возможно кто-то после этого скажет, что ничего так и не поняла. Ну и пусть. Но ценнность в искренности.