Найти в Дзене
Сибирский стиль

Аплодировать сидя было бы кощунством

На этот раз в театре зрителям еще в гардеробе выдали бахилы. Зачем? Узнаете дальше...
На этот раз в театре зрителям еще в гардеробе выдали бахилы. Зачем? Узнаете дальше...

Когда спектакль закончился, я почувствовала, что нельзя аплодировать сидя — и встала, да все встали! И мне было неловко, что ни мы, ни кто-то другой не додумались купить для артистов цветы.

Для тех, кто не знал, да еще и забыл: Я развелась с мужем, затем занялась собой и похудела. Следующий этап — понимание, что хочу найти своего мужчину. Наконец, я зарегистрировалась на сайтах знакомств и встретила Владимира. Вскоре я переехала к нему в Сибирь.

В полусотне километрах от Знаменского — старинный сибирский городок Тара. Знаменцы частенько ездят туда за покупками, в больницу и еще — в театр. Городок крошечный, всего-то 28 тысяч человек с небольшим. А театр настоящий, любому большому городу он сделал бы честь. Называется Северный драматический театр им. М. А. Ульянова. И 6 апреля мы всем семейством отправились на спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

-2
-3

В афише в дополнение к названию сообщалось, что это «расследование посленовогоднего происшествия», и можно было подумать, что увидим мы легкую, веселую детективную историю. Как мы заблуждались!

Это от начала до конца спектакль необычный. Начать с того, что зрительный зал остается пустым, а нас приглашают пройти на сцену (вот зачем нам выдали бахилы, ведь сцена — это святая святых театра!). Там, на поворотном круге, всего три ряда кресел. И вдруг все вокруг трансформируется: зрители будто оказываются внутри телевизора и через экран наблюдают… настоящую жизнь.

…После Нового года из окна своей квартиры выпал молодой человек. Задача следствия выяснить, сам он покончил с собой или есть здесь какой-то криминал. Интересно, что в самой пьесе Данилова нет следователя. Нет и многих других персонажей, которые появились в спектакле Северного драматического. Например, дворника, который будто материализовался из песни Трофима. Помните:
Всю ночь на улице мело и за окном белым-бело,
И толще справочника свежий календарь.
И дворник, маленький таджик, с лопатой по двору кружит,
На языке Хайяма матеря январь.

Режиссер будто позволил себе клонировать соседей погибшего, его коллег по работе, и вот они повторяют один и тот же текст, почти без изменений. Главное в их показаниях то, что они ничего не могут сказать о человеке, с которым жили и работали рядом. А из тех деталей, которые все-таки можно уловить, складывается слишком противоречивый образ.

Престарелая активистка, видимо, старшая по подъезду
Престарелая активистка, видимо, старшая по подъезду
Здесь все понятно по картинке...
Здесь все понятно по картинке...
Местная шалава, ночевала в обнимку с унитазом
Местная шалава, ночевала в обнимку с унитазом
Непризнанный гений литературы
Непризнанный гений литературы
Видимо, владелица издательства, ей происшествие принесло много хлопот и денежные потери. Но ничего, выкрутится...
Видимо, владелица издательства, ей происшествие принесло много хлопот и денежные потери. Но ничего, выкрутится...

Вращается поворотный круг сцены, и зрители попадают из одной квартиры в другую, из кабинета в кабинет… И все, все предметы в этом мире созданы из гофрированного картона, из которого делают упаковочные коробки.

Гаджеты, холодильники, кресла и столы, портфели с документами и даже унитаз — все кругом картонное. Этим создатели спектакля будто подчеркивают, какова истинная цена вещей.

А молчаливый, почти неразличимый в темноте следователь находит у каждого из опрошенных черный ящик, в котором скрыто, что на самом деле у каждого из них за душой.

В очередном "черном ящике" следователь обнаружил берет десантника
В очередном "черном ящике" следователь обнаружил берет десантника

У престарелой соседки-активистки — пионерский галстук.
У соседа-алкаша — игровая приставка.
У бывшей сожительницы погибшего — ворох мужских галстуков, символов воспоминаний о множестве пустых, безрадостных отношений.
У одного из коллег в огромном черном ящике вдруг оказался большущий плюшевый медвежонок, у кого-то другого — пивные жестянки.
А у журналистки, видимо, ничего нет за душой, потому что ее крошечную черную коробочку следователь даже не смог открыть.

Кульминация спектакля — монолог самого погибшего, точнее — его неупокоенного духа. Он говорит, что все дело… в скуке.

Даже погибший не может пока объяснить, почему и зачем все произошло
Даже погибший не может пока объяснить, почему и зачем все произошло

В скуке? Так просто? Да так ли? Сам-то верит ли он своим словам или же просто хочет, чтобы следователь наконец прекратил бессмысленную череду допросов?

Мне кажется, что главная причина всего происшествия — в тотальном, беспредельном равнодушии людей друг к другу. Ведь единственный человек, которому, как оказалось, есть дело до погибшего, до того, чем он жил — это следователь.

А еще трагедия нашей реальности в том, что мы разучились дорожить духовными ценностями, и всё — в том числе и результаты творчества — привыкли мерить рыночной ценой.

И как бы ни был пуст детективный романчик в яркой обложке, мы уж готовы восхититься и им, и автором, ведь он — ПРОДАЕТСЯ! А если ты не продал свой шедевр, то грош цена и ему, и тебе самому.

Кстати, спектакль «Свидетельские показания» — как раз не коммерческий проект: актеров задействовано много, вложен колоссальный вдохновенный труд артистов и создателей спектакля, — а билеты дешевы, всего-то 200 рублей. Да и зрителей за раз помещается всего-то 36 человек…

Публикация иллюстрирована фотографиями из архива Северного драматического театра. Это работы Ольги Плахиной. Благодарю сотрудников театра за содействие!

Ну и как всегда в последних строках я говорю: подписывайтесь, друзья, на мой канал, оставляйте комментарии там 👇 и не скупитесь на 👍 они где-то там 👉