Найти тему

Параметры товарных потоков ассортиментных позиций и ABC-анализ. "Классический" метод.

В предыдущих выпусках мы рассматривали параметры товарного потока, например, сезонность, коэффициент вариации и параметр регулярности и нерегулярности спроса.

В прошлом выпуске мы рассмотрели варианты метода ABC-анализа: «метод касательных», он же – «метод нормалей».

В этом выпуске рассмотрим классический вариант ABC-анализа, основанного на "правиле Парето".

Этот вариант позволяет классифицировать позиции по доле в обороте и прибыльности и цене ошибки при управлении.

Классический вариант позволяет выделить именно наиболее важную долю в обороте и прибыльности с точки зрения инвестора и владельца компании – 80%.

Существует несколько вариантов выделения групп. В ряде случаев в дополнение к группам A, B и C вводятся группы D, а иногда и F.

В "дополнительные" группы D или F могут выделяться новые товары или неликвидные, могут использоваться иные признаки включения.

Кроме того, могут использоваться различные критерии соотнесения к группам A, B и C по доле в суммарном значении объекта.

Но здесь будет рассматриваться именно классический вариант.

В классическом варианте деление групп осуществляется:

A – 80% от суммарного значения объекта анализа.
B – 15% от суммарного значения объекта анализа.
C – 5% от суммарного значения объекта анализа.

Но могут применяться и другие варианты распределения долей по группам, например:

A – 55% от суммарного значения объекта анализа.
B – 35% от суммарного значения объекта анализа.
C – 10% от суммарного значения объекта анализа.

Анализ проводится для товарных позиций / артикулов. Именно для них, а не для товарных групп.

Рассмотрим пример для доли в выручке.

Сначала готовятся данные по объемам выручки по товарным позициям за период в реальном денежном выражении.

Таблица с исходными данными.
Таблица с исходными данными.

Рассчитывается общая сумма выручки по всем товарам за период – Σ(Vi).

Рассчитывается доля товара в общей выручке и производится сортировка по столбцу «Доля в общем объеме потребления» в порядке убывания доли.

Таблица с расчётом доли в суммарной выручке и сортировкой по убыванию по столбцу ""Доля ...
Таблица с расчётом доли в суммарной выручке и сортировкой по убыванию по столбцу ""Доля ...

Затем определяется суммарная доля накопительным итогом. Начиная с позиции, имеющей самую большую долю в объеме потребления.

• группа A – верхние 80% от общего объема потребления за период.
• группа B – следующие 15% от общего объема потребления за период.
• группа C – нижние 5% от общего объема потребления за период.

Несмотря на то, что "правило Парето" часто используется в интерпретации "20% ассортимента приносят 80% выручки", необходимо отметить, что при анализе первоочередную важность имеют не 20% ассортимента, а именно те товары, которые дают "верхние" 80% (для группы A, и далее 15% для группы B) выручки.

На практике группа A нечасто включает в себя 20% ассортимента. Чаще всего группа A включает в себя от 4% до 16% – в зависимости от рынка, направления или вида деятельности компании: например, это оптовая торговля, сетевая розница и т.п.

В следующих выпусках рассмотрим нюансы и особенности проведения ABC-анализа и практическое применение ABC-анализа при принятии решений и оптимизации деятельности.

Если вы хотите увеличить прибыль компании и повысить её конкурентоспособность, то управление запасами с учётом особенностей каждой товарной позиции, – это один из самых недооцененных процессов для повышения прибыли компании.

Управление ассортиментом – одна из составляющих этого процесса.

Вы можете оптимизировать управление запасами либо передать наиболее трудоёмкие процессы анализа и прогнозирования на аутсорсинг.

Следите за выпусками канала.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.

В комментариях ждём ваши вопросы

Излагается с использованием материалов:

Шиков В.О. Управление запасами. Грузоведение/Учебное посо-бие – М.: 2018 г. – 358 с.