В предыдущих выпусках мы рассматривали параметры товарного потока, например, сезонность, коэффициент вариации и параметр регулярности и нерегулярности спроса.
В прошлом выпуске мы рассмотрели варианты метода ABC-анализа: «метод касательных», он же – «метод нормалей».
В этом выпуске рассмотрим классический вариант ABC-анализа, основанного на "правиле Парето".
Этот вариант позволяет классифицировать позиции по доле в обороте и прибыльности и цене ошибки при управлении.
Классический вариант позволяет выделить именно наиболее важную долю в обороте и прибыльности с точки зрения инвестора и владельца компании – 80%.
Существует несколько вариантов выделения групп. В ряде случаев в дополнение к группам A, B и C вводятся группы D, а иногда и F.
В "дополнительные" группы D или F могут выделяться новые товары или неликвидные, могут использоваться иные признаки включения.
Кроме того, могут использоваться различные критерии соотнесения к группам A, B и C по доле в суммарном значении объекта.
Но здесь будет рассматриваться именно классический вариант.
В классическом варианте деление групп осуществляется:
A – 80% от суммарного значения объекта анализа.
B – 15% от суммарного значения объекта анализа.
C – 5% от суммарного значения объекта анализа.
Но могут применяться и другие варианты распределения долей по группам, например:
A – 55% от суммарного значения объекта анализа.
B – 35% от суммарного значения объекта анализа.
C – 10% от суммарного значения объекта анализа.
Анализ проводится для товарных позиций / артикулов. Именно для них, а не для товарных групп.
Рассмотрим пример для доли в выручке.
Сначала готовятся данные по объемам выручки по товарным позициям за период в реальном денежном выражении.
Рассчитывается общая сумма выручки по всем товарам за период – Σ(Vi).
Рассчитывается доля товара в общей выручке и производится сортировка по столбцу «Доля в общем объеме потребления» в порядке убывания доли.
Затем определяется суммарная доля накопительным итогом. Начиная с позиции, имеющей самую большую долю в объеме потребления.
• группа A – верхние 80% от общего объема потребления за период.
• группа B – следующие 15% от общего объема потребления за период.
• группа C – нижние 5% от общего объема потребления за период.
Несмотря на то, что "правило Парето" часто используется в интерпретации "20% ассортимента приносят 80% выручки", необходимо отметить, что при анализе первоочередную важность имеют не 20% ассортимента, а именно те товары, которые дают "верхние" 80% (для группы A, и далее 15% для группы B) выручки.
На практике группа A нечасто включает в себя 20% ассортимента. Чаще всего группа A включает в себя от 4% до 16% – в зависимости от рынка, направления или вида деятельности компании: например, это оптовая торговля, сетевая розница и т.п.
В следующих выпусках рассмотрим нюансы и особенности проведения ABC-анализа и практическое применение ABC-анализа при принятии решений и оптимизации деятельности.
Если вы хотите увеличить прибыль компании и повысить её конкурентоспособность, то управление запасами с учётом особенностей каждой товарной позиции, – это один из самых недооцененных процессов для повышения прибыли компании.
Управление ассортиментом – одна из составляющих этого процесса.
Вы можете оптимизировать управление запасами либо передать наиболее трудоёмкие процессы анализа и прогнозирования на аутсорсинг.
Следите за выпусками канала.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.
В комментариях ждём ваши вопросы
Излагается с использованием материалов:
Шиков В.О. Управление запасами. Грузоведение/Учебное посо-бие – М.: 2018 г. – 358 с.