13 подписчиков

Летчики - штрафники во время Великой Отечественной войны

191 прочитал

    Штрафные эскадрильи. Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии были созданы штрафные батальоны. Летом 1942г.

Штрафные эскадрильи. Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии были созданы штрафные батальоны. Летом 1942г. приказом № 227 было предусмотрено формирование штрафных батальонов и штрафных рот. Есть сведения, по которым в составе одной из воздушный армий ВВС Красной армии также были созданы штрафные эскадрильи. В положении, разработанном командованием воздушной армии было предусмотрено создание 3-х эскадрилий: штурмовой на Ил-2, истребительной ЛаГГ-3 и Як-1, легкой бомбардировочной на У-2. В штрафные эскадрильи попадали летчики, техники, стрелки уличенные в нарушении воинской дисциплины, проявившие трусость и саботаж. В этих эскадрильях они должны были доказать свою смелость и искупить свою вину в наиболее опасных заданиях. Для провинившихся направление в штрафные эскадрильи как и в случае штрафных батальонов было возможной альтернативой расстрелу по приговору военного трибунала. Обучение летного состава требовало времени. Только первоначальное обучение летчика в военное время занимало 3 месяца. За это время курсант обучался на учебном самолете и усваивал общие знания об авиационной технике и проходил военную подготовку. Он должен был налетать 30 часов. Непосредственная подготовка военных пилотов в военное время продолжалась 6 месяцев, они обучались на боевом самолете. Таким образом подготовка военных летчиков требовала времени и определенных затрат на горючее для вылетов. Как известно, за одного битого двух небитых дают. Боевой опыт летчиков тоже имел большую ценность в условиях войны. Сведения о штрафных эскадрильях имеют обоснование хоты бы из необходимости сохранения кадров военных летчиков, на подготовку которых были затрачены ресурсы.

Отличие положения штрафников в воздушных эскадрильях от штрафников в пехоте. В пехоте штрафников могли представлять к государственным и правительственным наградам за подвиги. Срок их пребывания не превышал 3-х месяцев. В случае ранения во время сражения штрафник в пехотной части считался искупившим вину. В воздушных штрафных эскадрильях критерием для искупления вины брались количество и результаты боевых вылетов, качество технической подготовки самолетов к боевым вылетам. Служба в штрафной эскадрилье могла продолжаться и 5 месяцев. Даже получение ранения не всегда избавляло их от статуса штрафника. Не разрешалось представлять штрафников к государственным наградам. Не учитывался срок, представления к очередному воинскому званию.

В составе той воздушной армии в момент создания штрафных эскадрилий имелось 49 авиаполков. Авиационный полк имел около 60 самолетов. 3 штрафных эскадрильи имели по 10 самолетов. Из этого можно сделать вывод, что в общем количестве более 3 тысяч самолетов воздушной армии штрафные эскадрильи не могли играть большой роли. Потери в штрафных эскадрильях особо не отличались от потерь в строевых эскадрильях. Главное конечно было не в том, чтобы отправить штрафников на верную смерть. Значение имело искупление вины штрафниками и укрепление дисциплины среди летного состава.

Изложенное является всего лишь версией о наличии в годы Великой Отечественной войны штрафных эскадрилий.