Так может главная причина того, что корейская культура распространилась по миру, - это подготовленный артист и маленький спусковой крючок?
Знаете ли вы, почему «GangnamStyle» исполнителя PSY стал известным? Это потому, что видео «Gangnam Style» от Psy было показано в SNS всемирно известной суперзвездой Джастином Бибером.
Изначально K-POP зарождался как музыкальный жанр в Южной Корее и вобрал в себя элементы электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Согласно автору музыкального журнала Rolling Stone в настоящее время K-POP это не просто музыкальный жанр, это масштабная субкультура с миллионами поклонников разных возрастов по всему миру, которая не только обращена к музыке, но и к изучению стиля, моды, культуры страны.
Сандра Пак, певица (2NE1): Сейчас интересен не только k-pop сам по себе, но и k-beauty и k-fashion. Когда общаешься с иностранными фанатами, то понимаешь, что они не только интересуются корейской музыкой, но и индустрией моды и красоты. Многие корейцы хорошо разбираются в парикмахерском искусстве и макияже. Так что получается, что k-pop для них это сразу несколько индустрий.
По словам экспертов, самым сильным толчком в развитии K-POP на международной арене становится 2012 год. Корейский артист PSY выпускает клип «Gangnam Style»(прим. (прим. Gangnam-дорогой район Сеула). Видео очень быстро разлетается по всему миру, становится вирусным набирает рекордные цифры просмотров, комментариев, лайков. Тяжело найти такого человека, который бы не знает, что такое Gangnam Style. Это что-то новое и неизведанное: биты, артист, видео, незамысловатая хореография, но цепляющая глаз.
Рано или поздно подогретый интерес к PSY начинает остывать, и, казалось бы, что можно было бы про корейскую музыку и забыть, как про единственную взорвавшуюся мину в пустом поле, но случилось наоборот. После выхода «Gangnam Style» интерес к корейской индустрии музыки наоборот вырастает в разы. И в Америке, и в Европе, и в России, по всему миру. В чем же причина того, что людей разных возрастов накрывает эта самая корейская волна именуемая Халлю? Может быть, после прорыва PSY с песней действительно не похожей на K-POP, entertainment-индустрия Кореи специально начала создавать музыку с ориентиром на западных слушателей? Так ли это?
Ким Сохен (долгое время работала в корейской индустрии развлечений): Конечно, с тех пор, как Корея была близка к Соединенным Штатам, она приняла некоторую культуру. Также, было много артистов, которые долгое время жили за границей. Однако в последние годы Корея превратилась в страну, которая экспортирует свою культуру в другие страны. Поэтому культура других стран не слишком принимается во внимание при составлении каких-либо концептов.
Одной из важных характеристик Кореи является то, что она никогда не принимает западную культуру безоговорочно. Все довольно эксклюзивно. Например, мир использует Microsoft Word, но наша страна использует программу Hangul с самого начала. Например, корейские женщины испытывают чувство неприятия, потому что считают, что преувеличенный и искусственный метод макияжа в Соединенных Штатах очень неблагоприятен.
В общей музыкальной индустрии мы не намеренно определяем стиль, костюмы, грим или текст песни, которую будут видеть иностранцы.
Я думаю, что три фактора способствовали взрывному росту корейской культуры. Прежде всего, корейская культура была очень слабой культурой в Азии. Я думаю, что для иностранцев было бы очень странно смотреть на это. Япония, Китай и Индия относительно известны.
Во-вторых, это внешний вид корейцев. Внешность в шоу-бизнесе абсолютная. Есть очень, на мой взгляд, мало певцов и актеров, которые изначально активно признаны за их таланты. Потребителей популярной культуры также привлекают красивые, визуально стимулирующие люди. Поскольку многие иностранцы начинают интересоваться незнакомой азиатской культурой, многие азиаты набирают популярность за рубежом. Что касается меня, то я думаю, что корейская внешность самая красивая среди азиатских людей. Корейцы также лучшие декораторы. Корейцы выбирают косметику или костюмы, которые являются натуральными и максимизируют мужественность и женственность, в отличие от чрезмерного макияжа или смешных причесок, таких как японские или китайские артисты.
Третье - из-за долгих усилий корейского правительства. Корейское правительство долгое время было одержимо глобализацией корейской культуры. Мы рекламировали корейскую культуру на Таймс-сквер в Нью-Йорке и организовали множество экспозиций корейской кухни, а также пригласили иностранцев познакомиться с корейской культурой. Одна из первых корейских развлекательных программ, которую спросили иностранные артисты, была "Знаете ли вы кимчи?"(прим. корейская закуска) Теперь все корейцы смущены, но я также вижу, как корейские телеканалы пытаются публиковать корейскую культуру в мире.
BTS, EXO, Got7, MAMAMOO, TWICE, Blackpink, NCT, Monasta X и другие корейские группы уже у многих на слуху, ведь их популярность растет с каждым днем. Пожалуй, главным брендом в мире сейчас является группа BTS.
Они доминируют на просторах интернета, в социальных сетях и на стримовых платформах, таких как YouTube.
В январе нынешнего года вышел в прокат фильм-концерт BTS. Показ длился лишь два дня. По данным РИА новости, в России кассовый сбор фильма BTS «BTS: Love Yourself Tour in Seoul» составил 52 млн рублей. Фильм имел успех и было решено продлить показ еще на один день. Ситуация не изменилась. Sould Out.
Достаточно часто можно услышать слова «Да твоих корейцев никто не слушает». Действительно ли это так? Обратимся к цифрам.
Билеты на концерт в Берлине, который состоялся 16 октября, были распроданы за 30 секунд. Количество билетов – 25 000. Тем самым у группы появилась вероятность попасть в Книгу Рекордов Гиннеса, как группа, собравшая полный зал менее чем за минуту. Ранее подобными цифрами могли лишь похвастаться Мадонна, Бритни Спирс и Тейлор Свифт.
По данным официального аккаунта в твиттере легендарного стадиона в Лондоне Wembley, билеты на концерт BTS на 1.06.2019 были распроданы за полтора часа. Вместимость стадиона 90 000 человек.
Билеты поступили в продажу рано утром и стоили от 50 фунтов стерлингов до 200 (примерно от 4000 до 16 000 рублей). Но никто и подумать не мог, что все будет раскуплено так быстро! Многие фанаты не успели попасть на официальную страницу стадиона и ждали в электронной очереди, чтобы приобрести билеты. Позже некоторые фанаты заметили, что перекупщики повысили цену на билеты до 3000 фунтов (примерно 240 000 рублей). Это еще раз доказывает, что корейская поп-музыка действительно успешно завоевывает весь мир.
Таким образом, BTS подтвердили свой новый статус звезд первой величины. Ведь собрать стадион Уэмбли полностью смогли далеко немногие. Full Sould Out в таком месте означает, что то, что делают эти парни из Южной Кореи, действительно много значит для тысяч людей по всему миру. Они встали в один ряд с такими исполнителями, как: Майкл Джексон, Queen, Мадонна, The Muse, Эд Ширан и Бейонсе.
В 2018 году издание Billboard признало их «прорывом года», а группу упоминали в Твиттере около 5.3 миллиардов раз!
Группа EXO бьет рекорды по количеству человек, желающих попасть на концерт. Эта цифра более миллиона человек.
В июне 2018 года билеты на первый концерт парней из Got7 в России были так же распроданы за считанные минуты. Все до одного в количестве 7000. По словам ребят, они очень переживали, что не смогут собрать даже 7000, но позже обмолвились, что в следующий раз непременно выберут площадку для выступления больше, чтобы больше фанатов смогли попасть на их концерт. К слову, в скором времени фанаты вновь ждут объявления о новом мировом туре и кампания на сайте MyMusicTaste собрала уже более 100 000 мэйков в пользу того, чтобы ребята вновь посетили Россию с концертом.
Девочки из группы Blackpink накануне порадовали фанатов новым альбомом и клипом к заглавной песне «Kill this love». И в первые же сутки чуть не побили рекорд по количеству просмотров за 24 часа на YouTube. За 24 часа клип набрал 49,8 миллионов, обойдя прошлый результат BTS - IDOL и став вторым самым просматриваемым клипом за первые 24 часа. Рекорд Ariana Grande - Thank U, Next 55,4 млн. остался не поверженным.
К слову в 2019 году на американскую премию Billboard Music Awards номинированы уже 3 корейские группы – это BTS, EXO и Got7. И это хорошо, значит корейская музыка действительно популярна на западе. Фанаты рады, но артисты номинированы в одной категории и после объявления номинантов, на платформах в интернете началась война между самыми большими фандомами (прим.фанатское объединение артиста/группы) k-pop, что ожидаемо.
София, 21: Есть крупные фандомы и они часто враждуют между собой. Это проблема, которая уже не зависит от корейского общества, это уже какая-то фандомная проблема. Причем больше инофандомная. Я не встречала еще, чтобы конфликт изначально зарождался в корейском фандоме, хотя я в k-pop уже 4 года. Это все идет из ино и чаще всего из твиттера. Твиттер – это основная платформа для кейпоперов. Не понятно, как с этим бороться, но зачастую помогает как раз та самая мультифандомность ( прим. когда нравятся несколько групп) из-за которой ты не можешь никак конфликтовать. Тебе может не нравится айдол или группа, но все мы разные.. Поэтому, когда люди начнут это понимать, исчезнут все эти войны, а пока есть то, что есть.
Эту ситуацию вполне можно назвать битвой титанов, поскольку все три группы принадлежат компаниям, которые входят в «большую четверку» компаний Кореи: Big Hit Entertainment ( BTS), JYP Entertainment (Got7) и SM Entertainmant (EXO).
Физические музыкальные носители. Мерчи.
Эксперты отмечают, что самый большой вклад к увеличению физических продаж в 2018 году сделали BTS, Drake и Ariana Grande. Drake и Ariana Grande лучшие в стриминге, а BTS показали лучшие физические продажи уступив лишь саундтреку из "Величайшего шоумена".
Что касается физических музыкальных альбомов и подхода к этому в Южной Корее, то это целое искусство. Мы привыкли, что у нас физические музыкальные альбомы уже никто не покупает, все в сети. В Корее ситуация иная. Там к этому вопросу подходят со всей серьезностью. Каждый сome back (прим. выход нового альбома) группы – это новый концепт. Абсолютно отличный от предыдущего и от других групп. Каждый новый альбом и клип не похожи на предыдущие. Каждый раз разная история и концепт. Физический альбом – это не просто диск в коробке. Это альбом, наполененный разной атрибуитикой, который может быть в нескльких версиях, обязательно постер, фотобук до 120 страниц, карточки с артистами, диски и многие другие «плюшки», а по предзаказу их еще и больше. И ты никогда не знаешь, что попадется тебе в той или иной версии, какие карточки, какой фотобук. Лотерея.
За некоторое время до релиза официальными источниками публикуются начинки предстоящих альбомов, количество версий.
София,21:Первый свой альбом я заказала в начале 2017 года. Это были BTS. Заказ мерча – это одна из финансово затратной стороны увлечения k-pop. Это не все понимают, насколько проблематично инофандому что-то заказывать из Кореи. Из-за доставки. Но тем не менее, мы приспосабливаемся за счет коллективок и т.п.Ведь если вес посылки больше, то сумма доставки меньше. Это здорово. В принципе заказ мерча, опять же, для меня –это что-то такое, что тебя развивает в сторону взрослых штучек, развивает какую-то бизнес черту, потому что ты ведешь переговоры с заказчиками, с поставщиками и т.д. Но финансово, конечно, затратно. Коллекционирование карточек для меня это вообще темный лес, потому что у меня в голове не укладывается, как можно отдавать 500 рублей за маленький кусочек картона, но есть и более сумасшедшие люди. Для меня, все-таки, заказ мерча это плюс.
Вот пример анонса предстоящего альбома группы Stray Kids. Какие карточки, какие постеры и остальное не раскрывается до последнего.
София,21:Первый свой альбом я заказала в начале 2017 года. Это были BTS. Заказ мерча – это одна из финансово затратной стороны увлечения k-pop. Это не все понимают, насколько проблематично инофандому что-то заказывать из Кореи. Из-за доставки. Но тем не менее, мы приспосабливаемся за счет коллективок и т.п.Ведь если вес посылки больше, то сумма доставки меньше. Это здорово. В принципе заказ мерча, опять же, для меня –это что-то такое, что тебя развивает в сторону взрослых штучек, развивает какую-то бизнес черту, потому что ты ведешь переговоры с заказчиками, с поставщиками и т.д. Но финансово, конечно, затратно. Коллекционирование карточек для меня это вообще темный лес, потому что у меня в голове не укладывается, как можно отдавать 500 рублей за маленький кусочек картона, но есть и более сумасшедшие люди. Для меня, все-таки, заказ мерча это плюс.
Остальные компании анонсируют релизы групп подобным образом.
Так же смысл альбома покупки в том, что если купить альбом в определенном магазине, то появится возможность заполнения так скажем лотерейного билета. Сколько альбомов куплено, столько билетов и получено. Покупка альбома - это шанс попасть на фансайн (прим. мероприятие, где фанаты могут пообщаться со своими кумирами, подержать их за руки, получить автограф, поговорить один на один) к любимой группе. Для инофанатов покупка альбома - это коллекционирование атрибутики с любимыми артистами.
Через тернии к звездам
Не многие задумываются, как получаются те сверхлюди, которых мы видим на сцене. И не многие знают, чем жертвуют еще совсем юные парни и девчонки ради своего будущего.
Каждая компания имеет полноценно сформированные и дебютировавшие группы, а также большое количество трейни. Это юные мальчишки и девчонки, которые тренируются без преувеличения днями и ночами, оттачивая вокал, хореографию и другие вещи, чтобы в будущем стать айдолом. Это целая система создания человека как продукта. Их садят на диеты, с помощью пластики правят некоторые черты лица ( не полностью и не всем) и совсем не факт, что в будущем тот или иной трейни все же сможет дебютировать в составе какой-либо группы. Некоторые в 13 лет после прохождения кастингов уезжают от родителей из родного города в Сеул, а кто-то и вовсе уезжает из своей страны. Поселяются в общежитиях при компаниях, и с этого момента начинается новая жизнь.
Период трейни, как правило, очень долог. Это не месяц и не два. Некоторые являются трейни по 5 лет, прежде чем им разрешают дебютировать. А некоторые так на сцену и не выходят.
Если смотреть на этот процесс схематично, то это конвейер. Развлекательная индустрия в Корее движется очень быстрыми темпами и имеет внутри просто невероятную конкуренцию и чтобы оставаться на вершине, нужно всегда делать что-то новое и интересное.
После того, как трейни становятся айдолами, они не расслабляются. Тренировок больше, постоянно какие-либо выступления или промушены, съемки, премии. Да, много внимания, баснословные суммы, но так же много запретов и ограничений.
София, 21: Во всем этом есть, конечно и свои минусы, потому что людям этого круга изветно, что если ты айдол, то ты должен следовать ряду правил, ограничений, при чем очень узких и строгих, например не встречаться с противоположным полом, не попадаться нигде в нетрезвом виде, быть идеальным гражданином., шаг влево, шаг вправо – расстрел. Наверно так.. из-за этого часто мы не можем видеть их настоящими. Это грустно, но такова корейская индустрия развлечений.
Диана, 13: У каждого человека должна быть хоть доля свободы и право выбора,а все эти запреты на отношения и т.д. – бред полный. Мне кажется, что это всё – сценический образ. Они пытаются угодить людям,т.е. развлекают нас. На этом Корея делает большие деньги, ей это выгодно: развлекать маленьких девочек (и не только) и зарабатывать на этом миллиарды. Мы не узнаем, какие они вне камер, а может и узнаем. У всего есть предел. Они тоже люди, когда-нибудь и у них прорвет плотину.
В одном концерте группа может исполнять до 20 песен, а то и больше. И на каждую песню поставлен танец и далеко не самый простой. Как женская хореография, так и мужская. Хореография очень сложная и действительно цепляет внимание и является одним из пунктов, почему к музыкальной индустрии приковано такое количество внимания. Также, вероятно, именно этим фактором обусловлено появления огромного количества cover dance команд. Одна из них новосибирская команда «2DAY»:
Изначально мы все танцоры. С детства на сцене. Танцуем разные направления. У нас у всех разные пути прихода в к-поп, но изначально нас привели сюда танцы, нежели чем сама музыка. Большинство групп создается по принципу «оо, это твой любимый айдол, мой тоже, давай будем танцевать вместе?» Обычно такие группы не живут долго, примерно до года. И это не заходит дальше посиделок вместе и по факту качественного они ничего не делают. Нас конкретно свели именно танцы. Мы не так слушаем много корейскую музыку. Мы смотрим на это больше с рабочей точки зрения, мы смотрим как айдолы работают и пытаемся сделать что-то похоже, сделать какой-то качественный продукт, кавер, танец, чтобы это также нравилось людям, как и нам нравится смотреть на работу айдолов.
Нас возили в Корею, на запись шоу Music Bank. Нас посадили в зале и сказали: Так, сидите, молчите и смотрите как они работают, как они танцуют.
Мы участвуем в фестивалях, выигрываем там денежные призы. Сейчас о нас узнали и начали приглашать за деньги выступать на каких-либо мероприятиях. Например, корейское консульство. Если нас приглашают, то мы с радостью выступаем, потому что это возможность. А когда хобби перерастает в работу – это очень классно!
Пожалуй, самый отрицательный и настораживающий фактор для айдола - это изнеможение организма. Концерт может длиться 3 часа и более, и все это время артист вынужден двигаться, потому что на каждую песню поставлен танец. Как уже говорилось, далеко не простой. В интернете можно найти множество фото и видео, где видно, как артист, чаще всего, не успевая отползти со сцены теряет сознание прямо перед поклонниками.
По словам самих артистов, на восстановление организма уходит не мало времени, но обычно они светло улыбаются, говорят, что все нормально и просят фанатов не волноваться.
Like/Dislike
Когда ты видишь таких идеальных, работоспособных, талантливых людей, то часто теряется возможность видеть какие-либо отрицательные стороны и понимать, что хорошо, а что плохо.
София,21: После того, как я начала этим увлекаться, у меня появилось скорее больше вопросов к российскому обществу. В том плане, что корейское общество очень вежливое, они очень ценят традиции и просто уважают друг друга, чего на западе совершенно нет ,как мне кажется.
Когда ты начинаешь интересоваться k-pop, то в любом случае падаешь в общую культуру Кореи, потому что невозможно иначе. Люди становятся добрее, вежливее. Это несомненный плюс, естественно.
Евсения, 14: Я увлекаюсь k-pop с 2015 года и для меня это всегда было чем-то очень классным и необычным. Но это было до того момента, когда я столкнулась с хейтом со стороны других стэнов по отношению к группе, к их музыке и внешности. Для меня это было чем-то диким и неправильным. Я думаю, это минус, что люди здесь не умеют принимать вкусы других.
Кроме этого лично для меня негативных сторон нет. Мне нравится следить за группами, слушать их музыку и просто находится во всей этой атмосфере и культуре k-pop.
Дарина, 20: Раньше было поколение старых кейпоперов, год 2006, тогда еще не было вот этого бешеного фанатизма по k-pop. И сами корейские группы были сдержаннее, было несколько другое направление, артисты были скромнее одеты. Соответственно, это не вызывало таких ярких эмоций детей, которые начинают слушать это сейчас с 12 лет и раньше. Это большой минус, потому что сейчас артисты кажутся более распущеннее. В Корее показывают идеал. Все-таки, подавляющее большинство слушающих - это подростки и они в это верят. Это несомненно минус.
Аня, 19: Все популярное имеет положительные отрицательные стороны. Есть лаверы и хейтеры. И почему взрослые начинают негативно отзываться об этом направлении..Мне кажется, виноваты сами фанаты. Чем больше популярность, тем больше фанатов, чем больше фанатов, тем больше какой-то конкуренции что ли.. Девочки ревнивы и часто встречается, что они из за своей ревности к айдолам начинаю делать очень неправильные вещи.
С другой стороны есть и плюсы. Не у всех людей так сносит голову. Многим это приносит вдохновение, мотивацию. Мне кажется за это по большей части любят айдол-группы, потому что там показывают идеал и ты видишь это, тебе нравится, запоминаешь и стремишься работать над собой.
Корейская культура со всеми ее составляющими стала действительно глобальным явлением для всего мира. В песнях поется про то, что люди должны любить себя, принимать себя независимо от расы, возраста, положения; поется о чувствах, об ощущениях к жизни, об ощущениях от жизни, о юности, о молодости, ведь сами еще юны и молодs. Песни с такими текстами действительно не могут оставить равнодушными.
Сандра Пак (2NE1): Когда я только дебютировала в 2009 году, k-pop не был так развит, как сегодня. В то время k-pop только начинал продвигаться в Японии. Моя деятельность в основном ограничивалась Кореей, со временем я стала замечать, что k-pop становится все популярнее за рубежом. В то время песни были рассчитаны на рынок Кореи, но сейчас многие артисты выпускают песни, которые будут понятны фанатам по всему миру, чтобы они могли подпевать им. Сегодня у групп намного больше мировых туров.
Все больше звезд мировой величины говорят о k-pop, говорят о совместном сотрудничестве с артистами k-pop. Все больше групп имеют возможность отправиться в мировое турне, и захватить как можно больше городов, так как фанбазы стремительно растут по всему миру.
Ким Сохён:Корейское правительство было одержимо глобализацией корейской культуры, и люди поддержали это правительственное усилие. Большое спасибо иностранным потребителям, которые ответили на эти усилия.