Найти тему

Фотография для начинающих: основы композиции.

Всем привет! Сегодня мы поговорим с вами, друзья, о некоторых правилах построения снимка и практических приемах расположения объектов в кадре, которые помогут сделать ваши фотографии выразительнее. Поехали!

Стоит отметить, что тема композиции в фотографии имеет много общего с основами рисования и весьма велика и обширна. Существуют серьезные исследования, которые основаны на психологии восприятия изображения, которые также были проверены в ходе многочисленных экспериментов. Поэтому изучение законов композиции невероятно важно и для начинающих, и для опытных фотографов. Однако, сегодня нас, как новичков, в первую очередь интересуют самые простые приемы, которые легко освоить и применить на практике.

Правило третей.

Самое распространенное правило, о котором говорят в первую очередь - это правило третей. Если быть совсем точным, то в его основе лежит так называемое золотое сечение. Математически точное определение гласит, что золотое сечение - это соотношение двух величин b и a когда a/b = (a+b)/a. Таким образом a/b примерно равно 1,618. Кадр делится на две части таким образом, что два получившихся отрезка соотносятся как a и b. Если проделать это дважды по горизонтали и дважды по вертикали, то мы получим четыре линии, пересечения которых дают четыре точки в которые обычно помещают самые значимые смысловые объекты. Для упрощения применения этого правила на практике считают, что кадр делится на три равные части по вертикали и горизонтали.

-2

Голубым обозначены линии, соответствующие третям кадра, а зеленым - золотому сечению. Эти два снимка отлично иллюстрируют вышеописанный принцип. Причем у этого приема есть еще одно интересное следствие: если применять его в фотографии, то линию горизонта стоит располагать ближе к верхней или нижней трети кадра.

Симметрия

Это правило вовсе не противоречит предыдущему (многие считают, что располагать значимые объекты можно только в третях, но никак не в центре кадра), а, скорее, дополняет его. У него есть определенные ограничения, оно хорошо работает для симметричных объектов, особенно в архитектуре. Прием довольно прост: найдите ось симметрии объекта и встаньте прямо на нее, а затем постройте кадр так, чтобы предмет был точно посередине.

-3
-4

На этих снимках также можно увидеть, что этот прием довольно прост на практике, но при этом позволяет получить очень интересный результат.

Линии + диагонали

Наличие линий в кадре помогает вести взгляд зрителя вдоль этих направляющих. Стоит отметить, что особенно хорошо смотрятся в кадре линии, совпадающие с диагоналями. такой прием, когда основные объекты располагаются вдоль диагоналей, называется диагональной композицией.

-5
-6
-7

Стоит один раз понять этот принцип и вы, друзья, сможете применять его уже на интуитивном уровне.

Ритм

Еще один очень простой и эффектный прием, который позволяет делать визуально привлекательные фотографии - это ритм. Он заключается в том, чтобы строить кадр на неких повторяющихся объектах: фонарях, колоннах, ступенях и т.д.

-8
-9
-10

Этот прием не так уж и сложен, как может показаться. Однако, для его освоения потребуется небольшая тренировка, а также внимание к окружающим деталям. Однако, на мой взгляд, оно того стоит.

Рамка

Суть этого правила заключается в том, чтобы расположить тот или иной сюжет внутри другого объекта, который образует рамку. Это могут быть ветви, арки или сочетание других объектов. Стоит отметить, что этот прием имеет ограничение в применяемости и подходит не всегда.

-11
-12

На приведенных выше примерах можно легко увидеть, как архитектурные элементы и детали ландшафта могут формировать естественные рамки, которые привлекают внимание зрителя и создают интересную перспективу. Этот прием требует внимания к окружающим деталям.

Минимализм

Простые кадры, построенные на основе однородных фонов, в которых основной объект выделен крупно, могут смотреться очень эффектно и привлекательно. Для создания такого снимка часто нужно всего-лишь воспользоваться увеличением на вашей камере.

-13

Как легко заметить, этот способ довольно прост в освоении и позволяет получить довольно эффектный результат.

На самом деле существует еще множество правил, которые применяются не так часто. Например, использование повторяющихся образцов или узоров, или съемка с нижней точки. Стоит отметить, что подобные приемы нельзя назвать универсальными. Они, скорее, могут быть использованы, как дополнительное средства выражения.

Кстати, раз уж мы живем в цифровой век, стоит использовать все преимущества, которые он дает. У нас в запасе просто гигантское количество кадров, поэтому если перед вами действительно интересный объект для съемки и есть немного времени, стоит сделать несколько дублей с разными значениями диафрагмы и экспозиции, а также попробовать применить несколько композиционных приемов из тех, что были описаны выше. Уже потом, в более спокойных условиях можно будет выбрать наиболее интересный вариант.

На этом на сегодня все. Удачных кадров!

Подписывайтесь - будет интересно ;-)
C уважением, Юрий.

P.S. Предыдущие выпуски здесь:

Фотография для начинающих : экспозиция, диафрагма, выдержка

Фотография для начинающих: режимы съёмки