Настрой: Bonobo - Between The Lines (feat. Bajka)
Рано или поздно, но обязательно наступает момент, когда дети взрослеют, и у них появляются свои дела, увлечения и друзья, с которыми они и проводят время. Но нам по-прежнему очень хочется знать, что происходит в жизни ребёнка. В том числе по той причине, что самостоятельность не является синонимом самодостаточности. Какими бы ответственными и послушными ни были наши дети, они всё равно сталкиваются с ситуациями, для разрешения которых может не хватить своего опыта, знаний и сил. Но как нам узнать ответы на вопросы "как прошёл день?", "как дела?", "что нового?" и многие другие, если чаще всего мы слышим "нормально", "да", "нет" и прочие односложные варианты?
Ситуация №003 - Негативный вариант:
(Рассерженный 10-летний Дима пришёл со школы домой и разговаривает с папой)
Дима: Я дам этому Игорю по башке!
Папа: Что случилось?
Дима: Он бросил мою тетрадь в лужу.
Папа: Так, а ты чем-то обидел его перед этим?
Дима: Нет.
Папа: Ты уверен?
Дима: Да я вообще его никогда е трогал.
Папа: Игорь - твой друг. Послушай-ка, что я тебе скажу: никто не идеален, и мы порой совершаем ошибки и обижаем кого-то, а потом забываем или отрицаем. Вспомни, как ты поступаешь со своим братом.
Дима: Неправда! Он первый начал! Ты даже не разобрался!
Предвзятое отношение обесценивает переживания ребёнка и заставляет его ощущать глупость самой затеи что-то рассказывать папе. Подобные реакции отобьют у человека всё желание делиться переживаниями в дальнейшем. Ещё стоит помнить, что на самом деле мы хотим узнать, что произошло. Это позволит нам ориентироваться в ситуации и в крайнем случае взять её под свой контроль. Для того, чтобы ребёнок продолжал рассказывать подробности, применяют технику активного слушания. Каждый реализует её по-своему, но проще всего это сделать, повторяя последнюю сказанную ребёнком фразу или слово, но с вопросительной интонацией.
Ситуация №003 - Позитивный вариант:
Дима: Я дам этому Игорю по башке!
Папа: Игорю? За что?
Дима: Он бросил мою тетрадь в лужу.
Папа: В лужу?! Я вижу, это тебя серьёзно разозлило.
Дима: Ни с того, ни с сего! Я ничего ему не сделал.
Папа: Просто так?
Дима: Ну, наверное, он подумал, что это я испортил его проект на уроке технологии. Но это Аня меня толкнула, и я задел стойку с проектами.
Папа: Его работа упала?
Дима: Да, но я не виноват! А Игорь потом весь день на меня зло смотрел.
Повторение нами фраз ребёнка побуждает его рефлексировать над своими собственными словами, оценивать, насколько они правдиво и полно описывают картину. В процессе разговора эмоции утихают и на смену злости приходит рассудительность.
Если мы будем относиться к детям предвзято и давать советы не разобравшись, то испортим свою репутацию в их глазах. И восстановить её будет крайне сложно.
Оцените публикацию и, если Вам стало интересно, подпишитесь на наш канал.