Босра - город, расположенный примерно в ста километрах к югу от Дамаска в Сирии. Он может похвастаться богатой историей. Здесь сохранились развалины античного города с великолепным театром. Уникальность же Босры заключается в том, что этот римский театр был превращен сарацинами в мощную крепость.
В 70 году Босра стала столицей набатейского царства, существовавшего с III века до нашей эры на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Однако уже в 106 году римляне распространили свое влияние на эти земли. Босра стала столицей только что образованной римской провинции Аравия. Прямой контроль из Рима и размещение здесь 5000 легионеров полностью изменили облик набатейского города.
По имени императора Траяна
Босра располагалась на важных торговых путях, соединявших Египет, Красное море, Сирию и Месопотамию. Ключевой была проходившая через Босру Новая дорога Траяна, построенная вскоре после 106 года. Траян (император в 98-117 годах), создатель новой провинции, особенно благоволил к Босре, переименовав город в Новую Траянскую Босру.
После Пальмиры Босра стала самым значительным городом в регионе. Руины этого набатейско-римского города до сих пор впечатляют туристов, но наибольший интерес вызывает укрепленный театр. Он был построен в первой половине II века. Украшенный нишами и статуями фасад был создан немного позднее - при Северах (династия римских императоров в 193-235 годах).
Диаметр театра - 102 метра. Он имел три уровня, каждый из которых включал несколько рядов мест для публики. На некоторых местах были вырезаны буквы, указывавшие имя почетного посетителя, обычно знатного гражданина, профинансировавшего строительство театра. Всего насчитывалось 37 рядов, и театр мог вместить 8-9 тысяч зрителей (6 тысяч могли сидеть, остальные стояли). Продуманная система входов, лестниц и коридоров позволяла этим зрителям легко и быстро заполнять театр и покидать его. Сверху театр закрывался специальным тканевым тентом, защищавшим зрителей от солнца и непогоды.
В театре проводились не только театрализованные представления, но и официальные церемонии. А два алтаря, размещенные на левой стороне сцены, указывают на то, что здесь осуществлялись и религиозные действа.
Благодаря тому что театр позднее обнесли крепостными стенами, он прекрасно сохранился. Сегодня он считается одним из лучших дошедших до нашего времени римских театров.
Беспокойные столетия
Босра находилась непосредственно на выходе из Аравийского полуострова и стала первым византийским городом, захваченным арабами в 634 году, в самом начале их экспансии. Арабы встретили здесь серьезное сопротивление, и поначалу им не удавалось захватить город. Только продолжительная и интенсивная осада вынудила коменданта Романуса пойти на переговоры о сдаче.
Первые столетия II тысячелетия оказались еще хуже. Братоубийственная борьба за власть между сельджукскими правителями и последовавшие с конца XI века Крестовые походы превратили эти земли в пылающий ад.
После сокрушительного поражения, нанесенного византийской армии в битве при Манцикерте (1071 год), тюрки-сельджуки завладели большей частью Сирии. Родоначальником Дамасских и Халебских сельджуков считается Тутуш Тадж ад-Даула. В 1078 году Тутуш захватил Дамаск и утвердился в нем. Однако этого ему было мало, он мечтал о Халебе, на который он совершил не один поход. Но Халеб Малик-шах отдавал другим претендентам. Ситуация изменилась после смерти Малик-шаха в 1092 году.
На следующий год Тутуш провозгласил себя независимым султаном. Борьба за власть была кровопролитной и стала роковой для дамасского султана. 24 мая 1094 года вблизи Халеба Тутуш разбил армию сына Малика Берк-Ярука и завладел Халебом. Однако Берк-Ярук смог быстро собрать новую армию, и 26 февраля 1095 года обе армии снова встретились вблизи Рея. В начале сражения многие воины Тутуша перешли на сторону Берк-Ярука, так как суровый нрав дамасского правителя всем порядком поднадоел. В результате Тутуш потерпел поражение и погиб в бою.
Оставшиеся после смерти Тутуша четверо сыновей, как водится, не смогли договориться и начали междоусобную войну. Ридвану удалось захватить Халеб, после чего он приказал убить двух своих братьев. Третий брат - Дукак - укрылся в Дамаске. Государство Тутуша распалось, Сирия вновь оказалась поделена между эмирами Халеба и Дамаска, а между братьями началась ожесточенная война.
В это время в Сирии появилась армия крестоносцев, которые разгромили мусульманскую армию, овладели Антиохией (1098 год), затем большей частью северной Сирии и Палестиной. В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим, сделав его столицей Иерусалимского королевства. Четвертый крестовый поход (1202-1204 годы) принес сарацинам облегчение, так как крестоносцы вместо борьбы с неверными направили свою энергию против очень даже правоверных - разорили Константинополь, столицу Византийской империи. Ситуация в Леванте осложнялась и постоянными распрями с государствами крестоносцев (Иерусалимским королевством, графством Триполи и Антиохийским княжеством). И хотя крестоносцы так ни разу и не атаковали Босру, неудивительно, что сарацины позаботились дать крепости мощные укрепления, которые модернизировались с конца XI века вплоть до второй половины XIII века.
Поле боя - сцена
Первые укрепления вокруг римского театра появились еще в византийскую эпоху. Стимулом для превращения чисто развлекательного сооружения в крепость послужило, видимо, персидское вторжение. Следующими к укреплению театра приложили руку арабы во времена арабской династии Омейядов (661-750 годы). Но дошедшие до нас внушительные оборонительные сооружения начали возводить в 1088-1089 годах при сельджукских эмирах. Об этом нам сообщает надпись на стенах.
Первые башни были построены при сельджуках в 1089 году, но от них мало что сохранилось. Основная часть работ была произведена между серединой XII века и серединой XIII века, особенно при Айюбидах - аль-Адиле (брат Салах ад-Дина, султан Дамаска, затем султан Египта в 1200-1218 годах) и его сыне аль-Камиле Насир ад-Дине (правитель Босры, затем султан Дамаска, потом Египта в 1218-1238 годах).
В это время были построены все восемь прямоугольных башен со стенами между ними, а также ров. В строительстве широко использовался материал древних сооружений - каменные блоки-квадры и колонны, благо рядом находились руины древнего города. Колонны укладывали поперек стен, что придавало им особую устойчивость. Нередко колонны встречаются в углах башен - самых уязвимых точках прямоугольных башен. Использование колонн - распространенная ближневосточная традиция военного зодчества. Воротная рама в цитадели Босры взята из римского храма. Кладка стен изумительно ровная, из чередующихся продольных и поперечных квадров. Порой встречаются каменные блоки с надписями, граффити и даже рельефными изображениями. Некоторые блоки рустированные, что придает кладке особое очарование.
Крепостные стены окружили театр, который превратился как бы в цитадель внутри цитадели. И действительно, на некоторых участках образовалось две линии обороны. Ворота крепости устроены в традиции сарацинских замков этого времени - в узком пространстве между двумя башнями, в боковой стене башни, по размерам довольно скромные, а над воротами - щель-машикуль. Из этого отверстия можно было тушить поджог ворот и поражать противника метательными снарядами. За внешними воротами проход совершает поворот, что затрудняло противнику атаку внутренних ворот.
Не обошлись в Босре и без цоколя - уширения, устроенного в нижней части башен и предохранявшего от подкопа и действия тарана. Правда, здесь цоколь не особо широкий, устроен не на всех башнях, а на куртинах его просто нет. На некоторых башнях встречаются и характерные бретеши - небольшие балкончики на консолях, позволявшие вести огонь вниз, к подошве башни.
Башни и куртины цитадели снабжены щелевидными бойницами для лучников. Куртины имеют до трех уровней боя: нижний и средний в галереях с бойницами, верхний - с парапета. Первоначальный парапет не сохранился, но на отдельных куртинах можно видеть ряд машикулей на консолях.
Под северными угловыми башнями были устроены длинные подземные ходы.
Внутри цитадели - фактически в театре - были устроены цистерны, бани, казармы, склады продовольствия и оружия, конюшня. Была здесь и мечеть, и даже дворцовый комплекс с большим залом. Но сегодня этого не увидеть - в ходе реставрации (1947-1970 годы) театр очистили от песка и более поздних построек. Единственную сохранившуюся реликвию более позднего времени - бассейн для воды из дворцовой бани - перетащили в юго-западную башню, где создали этнографический музей.
В 1260 году крепость в Босре подверглась осаде монголов и пала. Монголы разрушили верхние части куртин и башен. Но вскоре Босра была отбита мамлюкским султаном Бейбарсом, и в 1261 году мамлюки восстановили крепость. Сплошной парапет с бойницами в нишах, который мы видим сегодня, - реконструированный вариант именно мамлюкского парапета. Мамлюки, правившие в Сирии в 1260-1516 годах, держали в Босре сильный гарнизон. Позднее крепость перешла к туркам-османам, которые держали здесь гарнизон в несколько сотен человек вплоть до 1897 года.
© Александр Федоров
Поддержите канал - ставьте класс и подписывайтесь, чтобы читать интересные статьи!