В Лондоне стоит жара. Жарят новости о Брекзите, или выходе Великобритании из Евросоюза, туда-сюда носятся запахи цветущей весны, и вся королевская рать не может перестать говорить о банках-челленджерах. По-русски — дерзких и борзых. Да-да, "борзые" — это новая каста банков. Лондон по праву занимает очень особенное место в моем сердце, а также в мире финансовой индустрии, и очень вероятно, что это место — самый ее центр.
Итак, что изменилось в этом чудесном городе с момента моей последней многострадальной поездки? Первое, что я заметила — смерть Ойстера, транспортной карты Лондона, которая служила примером для стольких метрополисов мира. И в угоду кому же пожертвовали этим чудом своего времени? Ожидаемо — ApplePay, Google Pay и прочие Pay. Проход через турникеты теперь так же, как оплата кофе в магазине.
Вообще в целом абсолютно везде можно заплатить своим смартфоном, точно в оффлайне, но кажется и в онлайне. Особенно доставила табличка ‘no cash, cards only’ в каком-то из мест. Этот город теперь совсем-совсем бесконтактный. Ведь не зря это головная база команды Apple Pay, да и всех крупнейших мировых банков.
Помимо платежей телефонов, вошедшей у всех в привычку, на слуху такие прекрасные имена новых банков, как Starling, Monzo, N26 и Revolut. И о них говорят не только в банковской индустрии. Обычные люди хвастаются своими Револютами и Монзами. А металлические карты от N26, Revolut и Curve, говорят, просто снесли всем крышу.
Эти банки называют ‘challenger banks’. В банковской индустрии этот термин не сходит с языка, если не брать во внимание Brexit. Кажется, это новое ключевое слово, пришедшее на замену AI/blockchain/big data. Так кто они такие?
У челленджеров нет офлайн присутствия, это в чистом виде цифровые банки, без отделений. Многие из них существуют только в виде приложений, и все они сфокусированы на сценарии использования с телефона. Их платежные ядра построены на свежей инфраструктуре и технологиях, многие написаны с нуля. Они в целом либо были созданы совсем с нуля как стартапы вроде Starling, либо появились как внутренние стартапы внутри традиционных банков. Их объединяет одно качество — они свежие, быстрые, гибкие, ориентированные на своего пользователя, и, как бы это сказать, вэри секси. Банки могут быть секси. Извините, на русском не нашлось подходящего слова.
Что же, и это происходит в старушке Великобритании, матери крупнейших и мощнейших банков. Здесь родилась армия молодых и борзых банков, которые нашли свои ниши и своих клиентов там, где старые банки не усмотрели. Отсюда начала свою работу команда Apple Pay. Лондон из стил зе кэпитал оф Грейт Британ!
--------------------------------
Что за деньги (What the Money) — авторский канал Анны Кузьминойо финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах. Подписывайтесь на канал в Телеграме, Яндекс.Дзене, read in English on Medium.