В начале осени 2018 года в Таджикистане (как это происходит уже второй год подряд) поползли слухи: тарифы на электроэнергию будут вновь повышены на 20%.
В октябре информация о повышении, правда не на 20, а на 15%, стала реальностью после официального пресс-релиза «Барки Точик». С 1 ноября цена 1 кВт электроэнергии для населения будет равна 19,37 дирам (около 2,06 цента), поднявшись на 15% с 16,85 дирам за 1 кВт, как было ранее.
Заявления о повышении цен таджикистанцы слышат на протяжении практически всех последних лет. Общество будоражат сведения о том, что цены за 1 квт/ч электроэнергии будут доведены до отметки 27,22-28,18 дирам в ближайшие 2-3 года. На этом фоне ряд фраз в риторике «Барки Точик», типа «…руководство госэнергохолдинга надеется, что для каждого потребителя в отдельности такое повышение не будет бить по карману», уже стали «притчей во языцах».
Что же стало причиной очередного повышения?
Как следует из официального пресс-релиза мера эта вынужденная, основная причина – растущие долги госкомпании и обязательства Таджикистана перед Всемирным банком в рамках заключенного в 2006 году Меморандума между Правительством Таджикистана и Всемирным Банком о поэтапном повышении тарифов на электроэнергию. Суть этого Меморандума, впрочем, как и аналогичных документов, подписанных с Всемирным банков, Азиатским банком развития (АБР) и др. - в повышении рентабельности энергетической отрасли страны, ликвидации долгов Барки Точик, привлечении инвестиций в энергетическую отрасль страны, решение проблемы энергодефицита и связанного с ним веерного отключения таджикских потребителей в осенне-зимний период.
Ведь именно из-за низких тарифов на электроэнергию, как это перманентно подчеркивают ответственные лица «Барки Точик», компания «…не имела возможностей погасить свои долги и участвовать в международных инвестиционных проектах». (https://rus.ozodi.org/a/29545878.html)
Именно поэтому, на протяжении последних 15 лет тарифы на электроэнергию стабильно растут, что наглядно прослеживается в представленных ниже диаграммах.
Примечание: с 1 апреля 2006 по 1 января 2008 года действовала 2-хтарифная сетка для населения, предусматривающая пониженный тариф до 250 кВт потребляемой электроэнергии в месяц в расчете на 1 абонента: с 1 апреля 2006 г. – 1,60 дирам; с 1 февраля 2007 г. – 2, 0 дирама; с 1 июля 2007 г. – 2,4 дирама за 1 кВт соответственно.
Как следует из диаграмм, с 1 января 2006 года тарифы на электроэнергию для населения Таджикистана поднялись с 1,6 дирам до 19,37 дирам в конце 2018 года, то есть цена 1 кВт электроэнергии для населения повысилась на 17,77 дирам или более, чем на 1 110%.
Еще более впечатляет рост цены 1 кВт электроэнергии для промышленных и непромышленных потребителей или, проще говоря, для таджикского бизнеса. С 1 января 2002 года тарифы на электроэнергию для этой категории потребителей поднялись с 2,66 дирам до 47,13 дирам в конце 2018 года, то есть цена 1 кВт электроэнергии для отечественного бизнеса повысилась на 44,47 дирам или почти на 1 672%.
Конечно, справедливости ради нужно учитывать и ежегодную инфляцию, и рост цен, и обесценивание национальной валюты – сомони (курс сомони к доллару: на 1 января 2002 г. - 1$=2,55 сомони; на 1 ноября 2018 г. – 1$=9,42 сомони), и многое другое. Тем не менее, темпы роста тарифов, особенно для таджикского бизнеса (что в свою очередь резко снижает конкурентоспособность производимой продукции на страновом, региональных и мировых рынках) впечатляют.
«Но, - спросит читатель, - меняется что-нибудь в лучшую сторону в энергохозяйстве страны в результате повышения цен?»
Ответить однозначно на этот вопрос не специалисту – весьма затруднительно. Возможно, позитивных изменений множество и они просто скрыты от глаз посторонних наблюдателей.
Какая же картина открывается взору рядового обывателя?
Вновь, не смотря на заявления официальных лиц ОАХК «Барки Точик» по поводу того, что в стране созданы условия «… для полного снятия ограничений на потребления электроэнергии по всей республике с 14 января 2017 года», а «…население, социальные учреждения и производственные предприятия страны обеспечены электроэнергией 24 часа в сутки», с приходом осени в регионах Таджикистана введен лимит на подачу электроэнергии. Причем, по мнению многих жителей отдаленных регионов страны, более «суровый», нежели в предыдущие годы. По неофициальной информации, это связано с заполнением водохранилища Рогунской ГЭС и режимом экономии воды в рамках подготовки к предстоящему пуску 1 агрегата, запланированному на 16 ноября 2018 г.
По-прежнему, жители разрозненных поселений, расположенных в высокогорных и труднодоступных районы страны не имеют доступа к электричеству. Приходится констатировать, что «Программа освоения возобновляемых источников энергии и строительства малых гидроэлектростанций на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 года, № 795), на которую возлагали огромные надежды, из-за ряда объективных и субъективных факторов, таких как: отсутствие инвесторов, неурегулированный правовой статус малых ГЭС, слабое развитие рынка электричества в Таджикистане, бюрократические проволочки и т.п., - практически не исполняется.
Из большого количества мероприятий этой Программы в реальность воплощена лишь малая толика: реконструкция остановленной в 2016 г. ГЭС «Оксу», расположенной в в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области (новое название - «Таджикистан»), - один из немногих примеров реализации задуманного. А ведь по подсчетам экспертов – создателей этой Программы потенциал малых и средних рек республики, при условии постройки малых ГЭС, составляет более 30 тыс. МВт, с годовой выработкой электроэнергии порядка 100 млрд. кВт. час/год.
Увы, «Программа освоения возобновляемых источников энергии и строительства малых гидроэлектростанций на 2016-2020 годы», как и многие другие замечательные инициативы властей Таджикистана в сфере энергетики, во многом из-за проблем в кадровом обеспечении отрасли и менеджменте ОАХК «Барки Точик», - остаются нереализованными.
Так, в очередной декларативный документ и нереализованную мечту грозит превратиться «План мероприятий по улучшению инвестиционного климата в электроэнергетическом секторе Республики Таджикистан на 2018-2020 годы» (Утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 апреля 2018 года, №228), предусматривающий:
«…разработку и утверждение механизма по уведомлению потребителей об изменениях тарифов»,
«… размещения полной информации на сайте независимого органа по регулированию отрасли…»,
«…проведение общественных обсуждений в период 4 месяцев перед каждым изменением тарифов»
«…обоснованность изменений тарифов на электроэнергии»,
«…учет предложений и замечаний общественности, улучшение ранее принятых и в последующем принимаемых решений по тарифам» и многое-многое другое.
Похожая участь и у «Индивидуального плана реструктуризации Открытой акционерно-холдинговой компании «Барки Точик» на 2011-2018 годы», который предусматривает по завершению 3 этапов полное реформирование всей энергетической отрасли Таджикистана и приватизацию всех энергетических объектов, кроме самих ГЭС.
На фоне невыполнения государственных программ в сфере энергетики продолжает ухудшаться финансовое состояние госкомпании «Барки Точик». Так, например, из года в год растет и весьма впечатляющими темпами чистый совокупный убыток (согласно аудиторским отчетам, размещенным на сайте «Барки Точик»): с 1 736 734 тыс. сомони за 2014 г. до 3 406 156 тыс. сомони – за 2017 г. Причем на фоне роста тарифов на электроэнергию: с 11 дирам за 1 кВт в 2014 г. до 16,85 дирам – в 2017 г.
Необходимо отметить, что Правительство Таджикистана предпринимает титанические усилия для спасения госкомпании от финансового краха, начиная от кадровых экспериментов и заканчивая списанием задолженностей. Так, например, согласно Постановлению Правительства РТ от 1 августа 2018 года, №375 «О государственной финансовой поддержке некоторых энергетических предприятий республики» задолженность открытой акционерной холдинговой компании «Барки Точик» перед ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» в размере чуть более 50 млн.сомони (образовавшаяся за счет неоплаченных поставок электроэнергии) ликвидирована путем взаимозачета, в счет уменьшения остатка задолженности ОАО «Сангтудинская ГЭС-1», образовавшейся на 1 мая 2018 года, перед государственным бюджетом Республики Таджикистан по налогам.
Руководство «Барки Точик» при объяснении причин роста задолженности, основной упор, кроме низких тарифов, делает на проблеме неоплаты потребителями за электроэнергию. При этом, главные финансовые проблемы энергохолдинг связывает с неплатежами населения.
Возможно, отчасти представители энергохолдинга и правы. Но тем более тогда странно, что остаются не востребованными предложения экспертов энергетической области, предлагающих в качестве экстренной меры произвести повсеместную установку «умных электросчетчиков», позволяющих подавать электроэнергию только тем потребителям, которые произвели предоплату за электроэнергию по аналогии с предоставлением услуг абонентам сотовых компаний. Кроме того, подобные счетчики позволят ввести сезонные (весна-лето и осень-зима) и суточные (день-ночь) тарифы для населения и промышленных и непромышленных потребителей, позволяющие создать «линейку цен» в зависимости от режимов работы энергосистемы и динамики изменения объемов потребляемой электроэнергии. Так, например, стимулирование энергопотребления в летний период позволит минимизировать «холостые сбросы» воды из водохранилищ и увеличит финансовую эффективность энергосистемы Таджикистана.
Не реализованными являются и предложения по введению таких стимулирующих мер, как введение специальных ежемесячных или оптовых тарифных планов для населения и промышленных и непромышленных потребителей (по аналогии с тарифными планами в сотовых компаниях). Ведь для таджикских домохозяйств, которые потребляют большие объемы электроэнергии, возможность оптовой закупки определенных объемов электроэнергии по сниженным ценам была бы большим подспорьем и облегчала бы финансовую нагрузку на семьи.
Однако, пока все эти предложения, программы и инициативы – лишь планы, а порою – и вовсе – несбыточные мечты.
На что же надеется все население Таджикистана и, прежде всего, руководство страны?
Похоже, все ждут чудо. И чудо такое скоро станет былью – 16 ноября намечен пуск 1 агрегата Рогунской ГЭС.
Сможет ли это кардинальным образом изменить ситуацию в энергетическом секторе Таджикистана? Поможет ликвидировать растущую как на дрожжах задолженность госкомпании «Барки Точик», общие долги которой уже приблизились к размеру внешнего долга Таджикистана – покажет время.