Найти в Дзене
YAROS

Сравнительный анализ юзабилити сайтов мультибрендовых интернет-магазинов одежды [часть 1]

Оглавление

Интернет-торговля одеждой – один из наиболее высококонкурентных бизнесов в России и мире. В докладе "Интернет-торговля в России 2018" исследовательского агентства Data Insight категория "Одежда, обувь и аксессуары" занимает второе место после электроники и техники по объему онлайн-торговли в России. В такой среде важно удержать потенциального покупателя. Удобство пользования сайтом – важный параметр, который может либо навсегда отпугнуть посетителя, либо сделать его постоянным клиентом.

Задача исследования – показать на живых примерах, насколько удобно пользователям совершать покупки на различных сайтах интернет-магазинов одежды.

Для анализа были выбраны несколько мультибрендовых интернет-магазинов одежды, действующих на территории России или осуществляющих доставку в Россию.

Список анализируемых сайтов
Список анализируемых сайтов

Анализ выполнен на основе нескольких ключевых показателей, позволяющие определить удобство пользования сайтом. Цены, условия доставки, акции, бренды, ассортимент и некоторые другие составляющие не оценивались. Рассматриваемые показали условно разделены на 4 категории:

· производительность,

· навигация,

· стимулирование,

· заказ.

Производительность

Производительность оценена путем замера скорости загрузки страниц сайта. Скорость загрузки сайта – важный параметр для оценки удобства пользования сайтом. В высококонкурентной среде пользователь не будет ждать, если страницы грузятся долго. Он закроет сайт и перейдет на сайт конкурентов, особенно в ситуации, когда один и тот же бренд представлен несколькими интернет-магазинами.

Для оценки скорости загрузки были использованы несколько инструментов:

· PageSpeed Insights,

· Pingdom Website Speed Test,

· Webpagetest,

· PR-CY.

Так как каждый инструмент использует разные методы анализа и по-разному оценивает один и тот же сайт, был произведен анализ всех интернет-магазинов с помощью вышеперечисленных ресурсов и дана средняя оценка.

PageSpeed Insights

Инструмент анализирует содержание веб-страницы и предлагает решения, которые позволят ускорить ее загрузку. Результаты даются отдельно для мобильной и ПК версий.

Результаты теста PageSpeed Insights
Результаты теста PageSpeed Insights

Примечание: при анализе мобильной версии максимальная оценка составила 50 из 100 (сайт Wildberries), поэтому баллы присвоены относительно этой оценки.

Pingdom Website Speed Test

Инструмент позволяет протестировать скорость загрузки страницы, проанализировать ее и обнаружить проблемные места.

Результаты теста Pingdom Website Speed Test
Результаты теста Pingdom Website Speed Test

Webpagetest

Инструмент тестирует производительность сайта.

Результаты теста Webpagetest
Результаты теста Webpagetest

Примечание: шкала "A-F" была конвертирована в пятибалльную шкалу.

PR-CY

Сервис анализирует веб-сайт и выполняет проверку оптимизации сайта, его скорости и ошибки.

Результаты теста PR-CY
Результаты теста PR-CY

Сайты интернет-магазинов Lamoda и Wildberries разделили первенство при оценке скорости загрузки страниц сайта, набрав 4,7 баллов из 5 возможных.

Результаты оценки производительности сайтов
Результаты оценки производительности сайтов

Чтобы оценить, насколько пользователю удобно выбирать товары на сайте, были использованы следующие показатели:

· поиск по сайту,

· хлебные крошки,

· фильтры и сортировка,

· быстрый просмотр,

· просмотр фотографиям.

Поиск по сайту

Важно дать пользователю возможность быстро найти товар. Есть люди, которые не будут изучать каталог, а захотят вбить в поиск свою потребность.

При анализе функции поиска были рассмотрены следующие параметры:

· расположение,

· подсказки,

· ошибки,

· перевод раскладки,

· транслитерация.

Расположение поиска на странице

Если поле поиска расположено вверху страницы, выделено крупно и четно обозначено надписью "Поиск", это намного упрощает пользователю задачу.

Поиск на сайте Wildberries
Поиск на сайте Wildberries

Поиск на сайтах ASOS, KUPIVIP, Lamoda, REVOLVE тоже удобно расположены.

Иногда поиск скрыт под иконкой.

Поиск на сайте Brandshop
Поиск на сайте Brandshop

Поиск сайта BUTIK также спрятан под "лупу", кликнув на которую, выпадает меню поиска с подсказками.

Поиск на сайте BUTIK
Поиск на сайте BUTIK

Поиск на сайте REVOLVE есть, но он не работает. Совсем. Ни по одному запросу.

Поиск на сайте REVOLVE
Поиск на сайте REVOLVE

Подсказки

Если сайт предлагает пользователю варианты, когда он только начинает вводить название интересующего его товара, это как минимум упрощает ему задачу – можно кликнуть на подсказку. Также сайт показывает варианты, о которых пользователь, возможно, раньше и не думал, что дает ему пищу для размышлений и может повысить вероятность покупки.

Например, поиск на сайте Wildberries предлагает не только подсказки, но и отображает примеры моделей с картинками.

Подсказки поиска на сайте Wildberries
Подсказки поиска на сайте Wildberries

Поиск на сайтах ASOS, KUPIVIP, Lamoda также предлагает подсказки пользователям.

На сайте BUTIK подсказки есть, но они настолько суровы, что писать слово до конца нельзя, иначе они пропадут.

Подсказки поиска на сайте BUTIK (1)
Подсказки поиска на сайте BUTIK (1)
Подсказки поиска на сайте BUTIK (2)
Подсказки поиска на сайте BUTIK (2)

Ошибки

Зачем наказывать пользователя за ошибки и описки? Умным (и внимательным) должен быть поиск, а не посетитель сайта. С такой задачей прекрасно справляются поиски на сайтах ASOS, Lamoda, Wildberries.

Результаты поиска запроса с ошибками на сайте ASOS
Результаты поиска запроса с ошибками на сайте ASOS
Результаты поиска запроса с ошибками на сайте Lamoda
Результаты поиска запроса с ошибками на сайте Lamoda

Поиски на сайтах магазинов Brandshop и BUTIK ошибок не терпят.

Результаты поиска запросов с ошибками на сайте Brandshop
Результаты поиска запросов с ошибками на сайте Brandshop

Поиск на сайте KUPIVIP на ошибки реагирует неожиданно. Он понял, что вместо "кросовки" надо искать "кросовки" (сравните запрос и результаты). Однако в выдаче отображены распроданные товары.

Результаты поиска запроса с ошибками на сайте KUPIVIP
Результаты поиска запроса с ошибками на сайте KUPIVIP

Лирическое отступление. Ошибки в поиске парой "леггинсы/ легинсы" лучше не проверять. KUPIVIP тоже не определился, как правильно, и выдает разные результаты по обоим вариантам.

"Леггинсы" и "легинсы" на сайте KUPIVIP
"Леггинсы" и "легинсы" на сайте KUPIVIP

Пока повсеместно используется написание "леггинсы", а справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ дает только написание "легинсы", будет лучше для бизнеса, если поиск будет знать разные варианты написания.

Написание слова "легинсы" на сайте ГРАМОТА.РУ
Написание слова "легинсы" на сайте ГРАМОТА.РУ

Перевод раскладки

Если пользователь забыл поменять раскладку, зачем его наказывать. Поисковые системы давно научились понимать такие запросы. И научились поиски сайтов Lamoda и Wildberries.

Автоматический перевод раскладки на сайте Wildberries
Автоматический перевод раскладки на сайте Wildberries

Поиски сайтов ASOS, Brandshop, BUTIK, REVOLVE не поняли, что пользователь хотел ввести "платье", но ввел "gkfnmt", забыв изменить раскладку.

Поиск на сайте Brandshop не распознает неправильную раскладку
Поиск на сайте Brandshop не распознает неправильную раскладку

Поиск сайта KUPIVIP понял, что "gkfnmt" – это платье, но опять же отобразил распроданные товары.

Результаты поиска на сайте KUPIVIP по запросу с неправильной раскладкой
Результаты поиска на сайте KUPIVIP по запросу с неправильной раскладкой

Транслитерация

Если пользователь не знает или не уверен, как пишется бренд на иностранном языке, почему бы не дать ему возможность ввести запрос на русском языке.

Поиски сайтов ASOS, Lamoda, Wildberries прекрасно справляются с этой задачей.

Результаты поиска на сайте Wildberries по запросу "левис" (Levi's)
Результаты поиска на сайте Wildberries по запросу "левис" (Levi's)
Результаты поиска на сайте Wildberries по запросу "левайс" (Levi's)
Результаты поиска на сайте Wildberries по запросу "левайс" (Levi's)

Теперь какая разница, как правильно? Сайт выиграет в любом случае, если поиск будет знать разные варианты написания.

Поиски на сайтах Brandshop, BUTIK, KUPIVIP, REVOLVE жизнь пользователю не упрощают.

Результаты поиска на сайте Brandshop по запросу "адидас" (Adidas)
Результаты поиска на сайте Brandshop по запросу "адидас" (Adidas)

Как оказалось, пользователи легче всего найдут нужный им товар на сайтах Lamoda и Wildberries.

Результаты функции поиска
Результаты функции поиска

Продолжение – в части 2.