Найти в Дзене
Adept. Образование

Семейное дело общественного значения или Как воспитать ребёнка успешной личностью?

Оглавление

Что такое «родительская вовлечённость», какие факторы влияют на успеваемость ваших детей и кто из родителей более значим в успешном развитии ребёнка?

«Родительская вовлечённость» – достаточно новый термин в нашей образовательной практике. Тем не менее, это одна из самых актуальных проблем наряду с инертностью системы образования. На Московском международном салоне образования 2016 года проблема «родительской вовлечённости» (от английского parent involvement) была в числе приоритетных. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального, основного и среднего общего образования, родители учащихся являются полноценными участниками образовательного процесса.

Под «родительской вовлечённостью» понимается участие родителей в академическом развитии и образовании детей, родительские образовательные практики, убеждения относительно образовательных возможностей ребенка и мотивационные установки для получения качественного образования.

Смысл термина «родительская вовлечённость» неоднозначен. Одни считают, что родитель в некотором роде продюсер образовательного процесса ребенка, другие имеют в виду налаженную связь со школой, активное участие в её жизни. И здесь нет никакого противоречия.

-2

«Родительская вовлечённость» включает в себя самый широкий спектр понятий. Это домашняя вовлечённость (обсуждения школьных дел, помощь в сложностях, связанных с домашними заданиями, походы в музеи, театры и пр.). Но и вовлечённость на базе школы не менее важна – общение с учителями, участие в комитетах, посещение мероприятий.

К истории вопроса

Пионерами и лидерами по исследованию «родительской вовлечённости» являются США. Еще с 1960-х в Америке заработала самая крупная государственная программа Head Start («Рывок»). В 1966 году социолог Джеймс Коулман провел одно из самых масштабных в истории исследование школьников, охватившее 650 000 учащихся США. Оказалось, что семейные факторы влияют на успеваемость даже сильнее, чем школьные.

К концу 1980-х в США была создана наиболее известная методологическая модель школьной «родительской вовлечённости» Джойс Эпштейн. Модель Эпштейн до сих пор используется в мировой практике в качестве базовой концепции «родительской вовлечённости». Она заключала в себе шесть основных положений. Это воспитание, эффективные формы коммуникации между школой и домом, волонтёрство (то есть привлечение родителей к учебному процессу, их помощь и поддержка), обучение дома, участие родителей в принятии решений школы, в ее управлении. И наконец, сотрудничество с местным сообществом и использование его ресурсов в школьных программах, семейных практиках, в обучении детей.

-3

Исследователи выявили две основные модели «родительской вовлечённости»: развитие навыков и развитие мотивации. Навыки чтения, счёта, планирования учебного процесса позволяют детям добиваться высоких результатов. А мотивация у ребенка важности образования, внутренняя убеждённость в необходимости этого в своё время приносят достойные плоды. Причём важно формально и неформально участвовать в жизни ребенка. Влияние родителей на принятие решений, политику школы говорит о высоком уровне «родительской вовлечённости». Но для его достижения родителям нужны знания, уверенность в себе и лидерские качества.

Как правило, достижения школьников связаны с социально-экономическим положением родителей, уровнем их образования и культурным уровнем семьи в целом. Причём в международных исследованиях получен целый ряд доказательств того, что уровень образования родителей, и прежде всего матери, является одним из основных факторов! Именно он определяет успешность в учёбе и уровень образовательных достижений школьников. Выбор родителями типа участия в образовании ребенка связан и с родом занятий матери.

-4

Исследования подтверждают наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом. То есть «родительская вовлечённость» помогает ребенку повысить свою планку.

Таким образом, в течение полувека исследователи «родительской вовлечённости» перешли от узкого понимания термина к широкой трактовке вовлечённости и от изучения отдельных типов поведения родителей к построению и проверке моделей, объясняющих эффекты «родительской вовлечённости».

«Родительская вовлечённость» в России

Исторически в нашей стране широко исследовалась семья как институт, взаимоотношения родителей и детей. В советский период школа выступала абсолютным авторитетом. На позднем этапе СССР школа признала необходимость работы с родителями, но их компетентность ставилась под сомнение. Даже педагоги-новаторы, такие как А. Н. Тубельский, В. А. Караковский, О. С. Газман и др., не рассматривали родителей и семью ни как партнёров школы, ни как участников образовательного процесса [2].

-5

Интерес к проблеме родительского участия в российском образовании начал проявляться к 2000-м годам. Начали создаваться образовательные программы для родителей. Это было вызвано резким ростом интереса родителей к консультациям психологов, тренингам и публикациям по вопросам воспитания. Исследователи программ отмечают переход образовательных программ от информации к обращению личности родителя.

Особенностью отечественных образовательных программ для родителей является их ориентированность на относительно благополучных родителей. Кроме того, в России отсутствуют образовательные программы «под ключ», ощущается недостаток преподавателей, занимающихся проблемами «родительской вовлечённости».

Редкое использование или даже отсутствие методик оценки эффективности программ, отсутствие анализа накопленных или освоенных навыков тормозит исследование этого вопроса.

Сегодня ведущим направлением в современных исследованиях остается изучение родительской самоэффективности. То есть конкретные родительские знания и умения остаются в тени, главным до сих пор считается уверенность родителя в том, что он справится со своей ролью.

Исследования «родительской вовлечённости» в России ждут своего часа. Родительские практики, их мотивация, изучение различных форм «родительской вовлечённости» позволят составить портрет современного «вовлечённого родителя», разработать методические рекомендации и повысить уровень образования.