Всем привет и сегодня мы с вами поговорим о том, как строили в СССР новейший самолет ТУ-144 и что же, все-таки, пошло не так.
В 60ых годах авиация развивалась стремительными темпами. Людям той эпохи казалось, что будущее промышленности лежит только в двух направлениях: сверхзвуковые перевозки и самолеты-гиганты, вмещающие в себя более 300 пассажиров.
Через несколько десятилетий оказалось, что оба этих пути ошибочны. В итоге теперь ТУ-144 мы можем видеть только в музеях на постаментах, либо изрезанными на свалках.
Но что произошло?
Вообще, как я считаю, да и я думаю, что с этой версией многие согласятся — СССР вообще не был нужен такой самолет. Ну вот не было у нас потребности в нем.
Однако такой самолет нужен был Европе. Там было много бизнесменов, которым было важно время. По крайней мере так считали тогда...
Именно Европа и начала разрабатывать свой Конкорд — первый европейский сверхзвуковой пассажирский самолет.
Ну а как думала советская власть? :)
"Если в Европе делают, то почему мы не можем сделать? Чем мы хуже?" — и всем было все-равно... Нужен был такой самолет или нет, но мы должны сделать то же самое. И желательно быстрее наших "соперников". Ведь все должны видеть, какая у нас успешная страна, мы всех должны поразить!
В итоге, конструкторское бюро Туполева начало создавать новое воздушное судно.
С огромным количеством "прорывных" решений и привлечением большого количества ученых они создали новый самолет... Только вот непонятно, для чего эти решения были нужны, если в итоге нормально машину использовать так и не могли.
Было вложено колоссальное количество денег ради того, чтобы в газетах потом написать следующее:
Советский ТУ-144 — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, совершивший полет!
Первый полет состоялся 31 декабря 1968 года.
Европейский соперник поднял свой Конкорд на 2 месяца позже.
В июне 1969 года наш самолет преодолел звуковой барьер, и на этом его красивая история заканчивается. Союз задачу выполнил, деньги потратили, народу показали какие мы "молодцы".
А что дальше?
А дальше начались долгие испытания и усовершенствования.
По началу самолет выполнял рейсы только с грузом и почтой, так сказать, пилоты тренировались.
И тут Конкорд начинает уходить вперед. В январе 1976 он начинает выполнять свои первые рейсы с пассажирами. Наши конструкторы удивились и начали ускоренными темпами из грузового самолета делать пассажирский, нужно же чтобы мы были не хуже! В итоге первые пассажиры на нашем самолете полетели только лишь спустя полтора года.
Изначально были красивые планы о том, как этот скоростной самолет свяжет Москву и Дальний Восток, однако в реалиях оказалось, что топлива не хватит для полета на такое большое расстояние.
В итоге для рейсов была выбрана Алма-Ата, до которой он мог хоть как-то дотянуть.
Эксплуатация самолета была дико дорогой, а сам он был настолько ненадежен, что начальники с ума сходили в день полета этого рейса. Волновались о том, чтобы все прошло гладко. Частота рейса была 1 раз в неделю. Вообще не серьезно!
В итоге самолет за всю свою историю совершил 55 рейсов и перевез 3284 пассажира. Последний рейс состоялся 26 июня 1999 года.
Для сравнения Конкорд перевез более 3 млн пассажиров. Это как минимум в 900 раз больше!
Кстати говоря, ресурс у нашего самолета был всего 500 часов, после этого машину можно было выбросить, т.к. планер терял свою прочность. Такие вот дела :)
В итоге проект был закрыт, как, в общем то, был закрыт в последствии и Конкорд. Слишком дорого это выходило с учетом выросших цен на нефть.
Если вам понравилась история - я буду очень благодарен, если вы поставите палец вверх и поделитесь ей в социальных сетях!
Желаю вам безопасных полетов.
Спасибо за внимание!