Прикорм – тема, которой посвящено много статей и научных работ. Большое количество мнений и теорий высказано на этот счет. Родителям так легко потеряться и растеряться. Разобраться в этом вопросе нам поможет Казакова Лилия Валентиновна, врач-педиатр, неонатолог Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка.
Тему прикорма хочется начать не с правил, а с ошибок, которые допускают родители на старте:
1. Первой ошибкой является ранний старт, прикорм вводится раньше, чем следовало бы. То есть ребенок еще в нем не заинтересован, не нуждается, а мама по каким-то своим соображениям уже хочет его вводить. Одним мамам кажется, что ребенок не наедается, другим, что только грудное молоко ребенку уже надоело пить, ему не интересно. Поверьте, это не так. Или маме уже хочется сократить количество кормлений, быть более независимой, свободной. Она начинает вводить прикорм, не учитывая готов ли к этому малыш. Такой вариант может пройти успешно, а может и не успешно, так как у некоторых детей раннее введение прикорма ведет к запорам, боли в животе, проявлению аллергии.
2. Второй ошибкой является желание мамы и других родственников накормить ребенка любой ценой, определенным количеством еды, не обращая внимание на желание ребенка есть. Гонятся за объемом съеденного. То есть начиная прикорм хотят наращивать количество. Обычно это приводит к тому, что ребенок столько есть не хочет, а где-то написано, что он должен съедать именно такое количество. Тогда родители начинают его отвлекать, развлекать с целью впихнуть «положенное». Делать все что угодно: «танцевать с бубнами» лишь бы ребенок открывал ротик, иначе родители расстраиваются.
Именно эти две причины обычно вызывают дальнейшие проблемы в пищевом поведении ребенка.
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения говорят нам о том, что прикорм нужно начинать с 6 месяцев. Наблюдая за детьми, мы видим, что в возрасте полугода начинает появляться пищевой интерес. Детки тянуться к еде, пытаются отобрать, выхватить ложку. Рост и развитие идет, двигательные и интеллектуальные навыки малышей развиваются, как следствие, интерес просыпается.
Сначала дети наблюдают за взрослыми, а потом начинают пробовать взять рукой сами. Мы даем им ложку и поначалу их это устраивает, а потом им становится нужно то, что в ложке. Такого ребенка уже не проведешь.
К шести месяцам дети уже созревают физически, могут устойчиво сидеть, рефлекс хватания хорошо развит, всё тянут себе в рот, в том числе и пищу. К этому возрасту пропадает рефлекс выталкивания, когда все что попадает в рот, кроме молока, рефлекторно выталкивается языком.
Стоит помнить, что все детки индивидуальны, один в пять с половиной месяцев активно проявляет пищевой интерес, а другого и семь – восемь месяцев еще мало пища интересует. Необходимо начинать прикорм ориентируясь на ребенка, появление пищевого интереса, а не на первый зуб, например (который, кстати, может вылезти и в три месяца, а может в год).