Заполярье — в Норвегии в июле бывает +4; конец путешествия в Норвегию и шведский грейдер; знакомство с северными оленями; самый огромный кемпинг, паровозы и скульптуры Финляндии.
08.07.13 День шестнадцатый
Подъем по будильнику в 7.15. Погода пасмурная, дождик то идет, то перестает. Горы в тумане, как и вся лежащая рядом с нами Норвегия. Холодно, всего + 11. А в Питере, говорят, под тридцать выше нуля…
Собрались и выехали в 9.50. Сегодня – последний день нашего путешествия в Норвегии, днем планируем пересечь границу и въехать в Швецию.
От кемпинга всего 19 км до северного полярного круга. Здесь установлен Полярный центр. Ставим машину на парковке и гуляем вокруг. Высота — около 650 м над уровнем моря, вокруг тундра. Сильный ветер и очень холодно, всего + 4 градуса.
Туристов хватает и здесь – рядом с нашей машиной останавливается автобус с японцами, у которых тоже вояж по этой стране. Делаем несколько фоток, покупаем в сувенирном магазине тарелку с надписью «Полярный центр» за 49 крон. Горы Норвегии – до свидания! Клянемся обязательно приехать еще раз. И едем дальше. Специально пропустив нужный нам поворот на 77 дорогу в сторону Швеции, проезжаем еще около 20 км до первого же магазина СООР. Здесь покупаем коричневый норвежский сыр 1.5 кг в себе и в качестве презента родным и разворачиваемся. Все, здесь наша самая северная точка в поездке по Норвегии. Поворачиваем на 77 дорогу, и вскоре въезжаем в страну Карлсона. Поездка в Норвегию выходит на финишную прямую. Граница чисто номинальная. Дорога (теперь она имеет номер 95) идет по горам на уровне примерно 600 м над уровнем моря, по тундре. Через несколько километров движения по шведской территории увидели северных оленей, пасущихся у трассы. Мы надеялись их увидеть все время, пока длилось путешествие в Норвегию, но увидели только в Швеции…
Дорога скучная. Уже не хватает гор Норвегии… Единственно, что хорошо — по Швеции разрешенная скорость движения выше. Где-то 90, а где и 100 км/ч. Если конечно, нет ремонтов… Мы попали на участок грейдера, со снятым асфальтом, и в пыли ехали 5 км со скоростью 40 км/ч. Заправочные станции на этом участке дороги отсутствуют как класс. Иногда и в самостоятельных путешествиях на автомобиле бывают малюсенькие минусы. Первая заправка встретилась километрах в 75-ти от границы. И то какая-то он «мутная». Нормальные АЗС еcть только в городке Arjeplog, в 140 км от границы с Норвегией. Заливаем 41 литр по 14.7 шведских крон. Здесь же заходим в магазин ICA и покупаем продукты. Цена на картошку радует — 9.9 sek за килограмм. Далее проезжаем около 20 км, и на берегу озера останавливаемся на обед. Парковочка так себе. Готовим еду на сильном ветру, то и дело ловя пакеты, норовящие улететь в озеро. Погода мало чем отличается от норвежской, но мы еще и не так далеко уехали от этой страны. После обеда движемся без остановок 220 км почти до конечного пункта. Поездка приводит нас в церковную деревню Швеции — Гаммельстаден. Интересное место, объект всемирного наследия. Уже потом выяснили, что сюда с окрестных хуторов приезжали на церковные праздники. А чтобы было, где остановиться – каждая семья строила себе домик. Сначала мы думали, что домики теперь сдаются (они практически все стояли пустыми), но потом узнали, что они по-прежнему принадлежат потомкам тех семей, которые, как и их предки, приезжают сюда по праздникам. Бесстыдно заглядывали в окна – обстановка в домиках полностью воспроизводит XIX-начало XX веков. Координаты парковки 65 38.870 22 01.717. Гуляем, осматриваем домики.
К 18 часам приезжаем в кемпинг FirstCampLuleo (65 35`44.60 22 4`19.55). Кемпинг огромный, такого большого мы не видели ни разу, хотя за время своих самостоятельных путешествий останавливались во многих, ставя автомобиль то рядом с палаткой, то рядом с домиком. За палатку без подключения к электричеству с нас взяли 210 крон. Нас удивило, что 95 процентов отдыхающих в кемпинге это норвежцы. Видели всего одну машину с немецкими номерами и несколько — со шведскими. Рядом с кемпингом железнодорожный музей (65 35.804 22 04.039). Можно побродить среди старинных вагонов и даже залезть в кабину паровоза. Все бесплатно. Хотя мы смотрели экспозицию после окончания рабочего дня, но уверены, что и днем осмотреть паровозы можно, не покупая билета. Музей работает до 17 часов, а доступ к вагонам и прочей технике открыт круглосуточно.
На территории кемпинга сто лет назад был железный завод, и сейчас видны остатки его фундамента. В кемпинге отличная кухня (их даже несколько), с обеденными столами, несколькими плитами и раковинами. Вечером пишем отчет о путешествиях на автомобиле и немного грустим, что он подходит к концу… 09.07.13 День семнадцатый Просыпаемся опять в дождь. Поэтому завтракаем на кемпинговой кухне, пока лагерь спит, собираем палатку и грузимся в машину. Путешествие еще не закончено, хоть Норвегия остается все дальше и дальше… Останавливаемся в городке Каликс, но смотреть там особенно нечего. Через минут двадцать после остановки уже рулим дальше. В сторону Финляндии. Погода не улучшается и нам кажется, продолжается наша поездка в Норвегию. В Финляндии останавливаемся на запланированную прогулку по Оуло. Машину ставим на бесплатной парковке (по парковочным часам можно стоять два часа). Соответственно, столько же и гуляем. Городок уютный. Заслуживает того, чтобы в нем остановиться. Совершенно бесподобна скульптурная композиция, показывающая «эволюцию Финляндии». На гранитном парапете стоят человеческие скульптурки всех времен – от рыбака в длинном плаще до мужчины с мобильным телефоном.
Становимся случайными свидетелями фотосессии. Девушка с синими волосами, в офисном костюме, долго позирует перед фотоаппаратом, который держит девушка с рыжими волосами. Фотосессия немного странная, и стиль одежды «модели» совсем не вяжется с цветом волос и принимаемых поз перед дверями какого-то современного здания.Очень понравился памятник полицейскому.
В этом же городке нас посещает мысль больше не останавливаться и закончить наше насыщенное самостоятельное путешествие на автомобиле ударно – без остановки рулить до дома. Больше тысячи километров. Начинает раздражать дождь, лень искать кемпинг (по кемпингам Финляндии у нас каталога нет и тратить время на поиски не хочется). И ведь мы доехали. В два часа ночи. Путешествие в Норвегию с заездом в Швецию и Финляндию – закончилось. Как всегда, уже планируем следующее. И ставим точку в этом отчете о путешествиях на автомобиле. Надеемся, что он был вам полезен.
Оригинал моей записи ЗДЕСЬ