5 подписчиков

История геральдики

«Битва между Ираклием и Хосровом», Пьеро делла Франческа (1452–1466)
«Битва между Ираклием и Хосровом», Пьеро делла Франческа (1452–1466)

Прежде чем говорить о появлении геральдики, нужно определить, что такое герб. Поскольку под этим словом нередко подразумевают эмблему как таковую, а порой, не понимая сущности герба, говорят о геральдике в Древней Руси, в Античности и другие исторические периоды, когда никакой геральдики не существовало. Само слово «геральдика» происходит от слова «герольд» (heraldus), то есть «глашатай». Так называли лиц, которые были распорядителями на рыцарских турнирах, где, собственно, рыцарская геральдика и представала перед участниками и зрителями во всей своей красе. Под геральдикой подразумевают две вещи: во-первых, это практическая деятельность по составлению гербов и сама совокупность гербов, а во-вторых, это научное знание о гербах, историческая наука, которая занимается их исследованием и анализом. Слово «герб» в русском языке через посредничество других славянских языков восходит к немецкому слову со значением «наследство». Тем самым в самом названии уже заложена очень важная информация об одной из «частей» геральдики — родовой, где герб передается по наследству от предков к потомкам. Во многих же европейских языках слово «герб» соотносится со словом «оружие», что демонстрирует генезис геральдики: первые геральдические изображения действительно появились на вооружении.

Изображение надгробной плиты графа Жоффруа V Плантагенета (ум. в 1151 г.) — один из примеров ранних европейских гербов.
Изображение надгробной плиты графа Жоффруа V Плантагенета (ум. в 1151 г.) — один из примеров ранних европейских гербов.

Характеристики герба

Герб — это частный случай эмблемы, то есть визуального воплощения символа, однако не всякая эмблема является гербом. Звезда с различным количеством концов, крест во всех его вариациях и тому подобное — эмблемы сами по себе гербами, разумеется, не являются. Чтобы быть гербом, эмблематическое изображение должно отвечать целому ряду условий. Прежде всего, оно должно быть создано в соответствии с определенными писаными или неписаными правилами и традициями. Геральдика — это определенная эмблематическая система, в которой сложился свой эмблематический язык, сформировались возникшие на практике особенности изображения и расположения отдельных элементов, выработалась структура герба и принципы его описания. Иными словами, это не какой-то хаотический набор изображений, а четко выделяемая система, имеющая свою структуру, внутреннюю логику и свои характерные черты. К примеру, главным визуально-опознавательным элементом герба является щит, и если вы какую-либо эмблему поместите в щит, то уже придадите ей некоторую геральдичность. Символический язык геральдики условен. Задача состоит не столько в изображении чего-то реального (например, железнодорожных локомотивов), сколько в отражении этой реальности с помощью тех или иных условных эмблем (например, стилизованных серебряных коней с красными глазами и развевающимися гривами, как на одном из литовских городских гербов). Именно поэтому нелепым было бы увидеть в гербе компьютерный монитор с клавиатурой — попробуйте обозначить то же самое, но с помощью иных, опосредованных эмблематических изображений.

Второй момент, по причине которого, собственно, и появилась геральдика, — это функция идентификации. Герб означает своего носителя, идентифицирует его, является его визуальным знаком и поэтому индивидуален. В качестве таковых носителей (гербовладельцев) могут выступать конкретная личность (личный герб), род (родовой), корпорация (корпоративный), город (городской), административно-территориальная единица (территориальный) и, наконец, государство (государственный). Разумеется, раньше всех появились личные гербы, которые затем становились родовыми (хотя может существовать и личный герб как таковой). Многие старые государственные гербы обязаны своим происхождением также родовым гербам, то есть гербам династий, которые правили в этих странах. В любом случае герб так или иначе несет определенный символический смысл, обладает некоей семантикой, нередко совершенно неочевидной, которая тем или иным способом репрезентирует своего владельца: от этимологии имени или названия, зачастую условной, «наивной» (так называемые гласные гербы), до отражения в гербе истории и генеалогии рода, города или страны.

Изображение герба Шекспира (1787)
Изображение герба Шекспира (1787)

Утверждение герба

Герб, как правило, должен быть определенным образом где-то зафиксирован. Конечно, в геральдике всегда бытовало огромное количество неутвержденных гербов. Но этот факт показывает, что, по идее, герб должен утверждаться. Совершается это (и так тоже, разумеется, сложилось не сразу), как правило, высшей властью, монархом или иным руководителем государства, при котором существуют соответствующие учреждения, занимающиеся геральдикой. Таковыми являются герольдии (объединения герольдов), которые могут существовать под разными названиями. Как кажется, старейшей из ныне существующих герольдий считается английская, которая существует чуть ли не со времен Войны Роз. В дореволюционной России своя герольдия под названием Герольдмейстерская контора была создана при Сенате, высшем органе управления, в эпоху Петра Великого в 1722 году. Позднее она получила статус коллегии, а затем была преобразована в Департамент герольдии Правительствующего Сената. В современной России существует Геральдический совет при президенте Российской Федерации, который возглавляет государственный герольдмейстер.

Правовое значение герба

Важно понимать, что герб обладает определенным правовым значением: он свидетельствует об особых правах, особом статусе своего владельца, который выделяет его среди других. Личная и родовая геральдика первоначально свидетельствовала о принадлежности владельца герба к рыцарскому, благородному сословию. В старой России правом на герб обладало только дворянство. Конечно, в позднесредневековой Европе появились гербы и непривилегированных сословий, например бюргерства, но опять-таки они восходили к прежней традиции существования рыцарских гербов и так же демонстрировали сословный статус своих владельцев. Иными словами, геральдика могла появиться только в стратифицированном обществе, там, где есть определенные сословия со своими традициями, правами и обязанностями, существует некая иерархия, структура взаимоотношений и тому подобное. Таким обществом и было общество высокого Средневековья. Поэтому было бы странно говорить о какой бы то ни было геральдике в Античности или в цивилизациях Древнего Востока. Там тоже могли существовать и существовали свои эмблематические системы, но это не геральдика как таковая. Будучи явлением средневековым по своему происхождению, геральдика была унаследована и более поздними временами, где она продолжила свое существование и развитие. Подобно родовым гербам столь же ясным статусным характером обладали и гербы корпораций (университетов, религиозных объединений, ремесленных цехов и так далее), гербы городов, также свидетельствующие об их правовом положении, наконец, гербы государств, демонстрирующие их суверенитет. Этот правовой характер герба делал его своего рода юридическим «заместителем» владельца. Изгнание из рыцарского сословия достигалось публичной «казнью» герба (например, его переворачиванием сверху вниз), а падение щита с гербом на землю воспринималось как поруха чести. То же мы видим и в современном мире по отношению к государственным символам, когда их публичное поругание означает оскорбление самого государства.

Этот важный аспект показывает нам, что, к примеру, в современной Великобритании, остающейся монархией, личная и родовая геральдика продолжает свою историю, поскольку там пусть формально, но существует дворянское звание. В современной же России может быть, помимо государственной, геральдика, например, территориальная или городская, но родовая лишена всякого смысла, так как юридически все граждане страны равны в своих правах и сословий не существует. Поэтому современная российская герольдия не утверждает, да и не может утверждать личных и родовых гербов, а их самобытное создание всякими фирмами и общественными организациями представляет собой не более чем чистой воды профанацию и способ обмена финансовых средств доверчивого и не слишком разбирающегося в сути дела населения на ничего не значащие, пусть и красивые, картинки.

Появление и развитие геральдики

Итак, герб обладает некоторыми существенными особенностями, которые и делают его гербом. Когда появились гербы в Европе? Начало формирования геральдики относится к XII веку. Эта эпоха связана с началом истории европейского рыцарства, с началом Крестовых походов, с возникновением первых военно-монашеских орденов, затем и с традицией рыцарских турниров. Герб выполнял прежде всего идентификационную функцию, он был знаком рыцарского статуса, рыцарской чести. Разумеется, геральдика появилась тогда, когда рыцарское сословие стало достаточно многочисленным и когда у рыцарства появились «общие дела», как те же Крестовые походы. Первые гербы изображались на рыцарском щите. Это были металлические или эмалевые фигуры и части щита, и впоследствии вся эта терминология перешла в классическую геральдику, в изображения и описания гербов. Помимо щита, гербовые изображения помещались также на шлеме и увенчивали его в качестве нашлемника, на конских попонах, на флажках-баннерах, крепившихся к копью. Все элементы герба таким образом своим происхождением обязаны разным частям рыцарского вооружения и доспеха. Щит остался главным элементом герба, шлем и нашлемник восходили к реальным предметам, намет, изображавшийся в виде резной виньетки, возник благодаря накидке, покрывавшей шлем, щитодержатели играли роль оруженосцев, а девиз представлял собой в первоначальном виде боевой клич. Конечно же, со временем структура герба усложнилась, но первые гербы были весьма просты в своих изображениях. В геральдике даже существует условный принцип: «Чем проще герб, тем он древнее». Корпоративные и городские гербы возникли позднее родовых, а государственные, сложившиеся преимущественно на основании династических, и того позже. В средневековом европейском обществе геральдика получила невероятное распространение. Жизнь человека повсюду сопровождали гербы, и хотя никто, конечно, точно не считал, но по приблизительной оценке в европейском Средневековье бытовало не менее миллиона гербов. Более того, гербы усваивались и теми странами и лицами, которые их никогда не имели. Геральдика «опрокидывалась» в прошлое, приписывалась абсолютно негеральдическим обществам, потому что в сознании твердо установился принцип важности и обязательности герба. Так возникла «вымышленная» геральдика с гербами царя Давида, Юлия Цезаря, Гектора Троянского и даже Иисуса Христа.

«Хроника Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя с фантазийными гербами короля Артура, царя Давида, Юлия Цезаря, Гектора Троянского и др., XV в.
«Хроника Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя с фантазийными гербами короля Артура, царя Давида, Юлия Цезаря, Гектора Троянского и др., XV в.

В рамках геральдической практики постепенно формировались правила и принципы составления герба. Этот процесс был длительным, сопровождался особыми геральдическими трактатами (трактаты о рыцарстве написали даже великий ученый Раймунд Луллий и знаменитая поэтесса Кристина Пизанская) и завершился уже в XVII веке во французской геральдике. Европейская геральдика была интернациональна, хотя и имела некоторые региональные особенности, а особый геральдический «язык», необходимый для краткого и четкого описания герба (так называемого блазона), сформировался на основе старофранцузского.

Печать Ивана III 1497 г. с первым изображением двуглавого орла в качестве государственного символа России.
Печать Ивана III 1497 г. с первым изображением двуглавого орла в качестве государственного символа России.

В России история геральдики была иной. В Древней Руси ее не существовало, хотя была эмблематическая система, обладавшая некоторыми ее признаками, — так называемые знаки Рюриковичей. Первые государственные эмблемы, которые приобрели стабильный, постоянный в использовании характер, появились в конце XV века при Иване III. Первые территориальные эмблемы, прообразы будущих гербов, зафиксированы впервые при Иване Грозном на его большой печати конца 1570-х годов. Первые личные и родовые гербы появляются во второй половине — конце XVII века под европейским влиянием. Геральдика как таковая начала активно формироваться уже при Петре I, особенно в связи с созданием Герольдмейстерской конторы и централизованной организации этого дела. Своего апофеоза в России она достигла, на мой взгляд, во второй половине XIX века, чтобы затем практически сойти на нет в результате революционных событий 1917 года. В современной России геральдика вновь возродилась и продолжила свою историю в качестве практической деятельности, активизировались, конечно, и исследования геральдики в качестве объекта научного анализа.

Источник: https://postnauka.ru/faq/96987