Найти тему
Житье-бытье

Школьные годы чудесные...А как сейчас?

В который раз за последние месяцы рассматриваю эти черно-белые фотографии, и сердце бьется учащенно, одновременно наполняясь легкой грустью.

На снимках мой класс из сельской школы, где я работала по направлению после института. Отработала я там чуть более 2-х лет, а потом ушла. Конечно, я их не забыла совсем, память о них хранилась где-то в глубинах моей души, тем более сохранились фотографии, как свидетельства прошлой жизни.

И вдруг перед новогодними праздниками- о, всемогущий интернет! - обратила я внимание на "гостя" на моей страничке в "Одноклассниках". Судя по возрасту, у нас с ним не могло быть общих интересов. Стала вспоминать, где я могла слышать такую фамилию. Я чувствовала, что нас что-то объединяет. Но что? И тут мне память услужливо подкинула картинку мальчика в школьной форме. И я все вспомнила! " Ну, конечно, это же Костя Разумов! Мой ученик. "

Я отчетливо, как на экране, увидела совхозный домик рядом с одноэтажной школой барачного типа, маму Кости, которая на момент нашего знакомства родила и нянчила не то десятого, не то одиннадцатого ребенка. Меня, при знакомстве с родителями, она поразила своей моложавостью и кустодиевской красотой материнства. И я все вспомнила: свой четвертый класс, 9 и 10-е классы, которые не воспринимали меня серьезно, как я ни старалась выглядеть солидно. Вспомнила все хорошее, как теперь мне кажется , что было у меня в те годы.

Ответила Косте. В последующие дни на меня обрушился шквал сообщений, звонков, новостей. Я решила поздравить с Новым годом своих учеников, собрала все фотографии школьные, и невестка мне сделала небольшой ролик с музыкальным сопровождением. Еще раз спасибо интернету . Мой ролик увидели многие мои бывшие ученики в Германии, в Турции, Казахстане. Класс у меня был интернациональный: учились русские, казахи, немцы, уйгуры, дунгане, турки-месхетинцы. Мне написали не только мои ученики, но и их родственники. Писали, что помнят, как я с ними ходила на экскурсии, водила их в кино, в горы, благодарили, надеюсь искренне, ,говорили, что я многому их научила. "Чему я там могла научить без опыта. Кто б меня многим премудростям тогда научил ?- думала я с, обычной по отношению к себе, иронией, читая их сообщения с ошибками. " Это я виновата, что пишут с ошибками..",-укоряла я себя.

Надо отдать должное нашему педагогическому коллективу, меня приняли очень тепло. Сразу назначили опытную наставницу. Валентина Михайловна мне помогала и советами, и посещала мои уроки. Это были мастер-классы, как бы сказали нынешние чиновники от образования. Однажды наставница мне дала совет, который я запомнила. " Учитель не должен никогда обижаться на детей. Что бы не случилось, надо помнить, что ты учитель. (Это было после того, когда меня довел 9-й класс, и, рассердившись, я хлопнула дверью и ушла из класса. Весь класс бросился за мной и просил прощения, хотя доводил меня один хулиган, который, кстати, тоже не ожидал такой реакции). Да, что там учителя, мне делали замечания технички в коридоре, если я пролетала мимо быстрым шагом: " Учителя у нас ходят неспешным шагом, не торопятся". Я все равно торопилась, потому что я вела у девочек старших классов еще и физкультуру с санитарным делом,( так как занималась альпинизмом,) и мне надо было везде успеть. И успевала. А как мы все праздники отмечали , не делились на учителей и техперсонал! Нигде больше не было таких праздников.

И вот я встретилась с самой лучшей частью прошлого. Разумеется, после стольких лет мне было интересно узнать, как сложились их судьбы, кем они работают, где живут. Я рада, что большинство осталось в том же бывшем совхозе или живут рядом, в городе , для меня родном, известном по культовому фильму фразой: " ...там тепло, там моя мама." Стали механизаторами, инженерами, медработниками, рабочими. Все стали порядочными и честными людьми, нет среди них ни депутатов, ни чиновников. Значит, мне есть чем гордиться!

Была и горестная весть, мне сообщили дети( я по-прежнему их называю детьми, потому что не видела их взрослыми, немного постаревшими): не стало Саши Баранникова. Помню его, как он на сборе, посвященном Артеку , где он побывал в сентябре 1981 года, рассказывал об артековских традициях. У меня еще долго хранилась , привезенная им в подарок ручка-указка, которая использовалась не только по назначению, да простят меня "яжематери":этим подарком я могла легонькоко стукнуть по руке баловника , который отвлекался на уроке и играл . Правда, указка была тонкая и хрупкая, и удар скорее был обидный. И я помню, это было раз или два, да и то самому Саше и досталось. А недавно , в конце февраля 2019 года не стало Светы Ринке. Она на общих снимках всегда рядом со мной держалась . За месяц, как ее не стало, я разговаривала с ней, Света ничего не сказала о своей смертельной болезни, только просила, чтобы я ей звонила. Сказала, что она мой голос сразу узнала бы, нисколько он не изменился. Больно терять близких. Поэтому выходите на связь, чтобы по мигающему окошку в ОК , я видела,что вы живы и здоровы, что у вас все в порядке.

Мне запомнился комментарий еще одной ученицы, в котором она написала, что на месте старой школы построили новую, дети там учатся, только учителя уже не те, что были раньше.

Все верно . Страны той нет, времена другие, учителя изменились, и ученики не те. Я, читая про труд учителей, разговаривая с бывшими коллегами, все больше убеждаюсь, что правильно сделала , что в середине 2000-х ушла из школы. Сегодня я совсем не смогла бы работать. Учителя превратили в раба, у него нет времени учить и творить.( Все-таки учитель=это творец, мастер, актер). А на него всем скопом навалились: с одной стороны - родители, с другой- администрация с чиновниками. Он, кроме поурочных и календарно-тематических планов, должен заполнить электронные журналы и дневники с оценками и домашними заданиями, работать над научными проектами, устраивать презентации всякие, проходить аттестации, даже если у тебя стаж под 40 лет и звания всяческие, все равно обязаны проходить эту ненужную, на мой взгляд, аттестацию, которая отнимает время от живого общения с учениками. Это я привожу рассказ знакомой, которая после всей нервотрепки с аттестацией в больницу попала. Это только верхушка айсберга. Учителя отписывают тонны бумаг с отчетами в разные ведомства . И они теперь, вдумайтесь, не УЧАТ, а оказывают УСЛУГУ, словно банщики, парикмахеры.

Раз ты оказываешь услугу, ее можно пренебречь, а заставить учитель не может, у него нет права. Современный учитель боится всего: учеников,которые хамят, оскорбляют, не учатся; родителей, которые изначально настроены против и которые могут поспособствовать увольнению не угодившего им учителя , пример барнаульской учительницы, которую уволили по заявлению родительницы из-за снимка в интернете в скромном купальнике; ( я уже писала об этом в статье "Учитель тоже человек"), боится администрации, которая трясется перед начальством и перед родителями. Никто не защитит учителя, потому что сейчас нет коллектива и даже нет понятия "честь коллектива и корпоративная этика" .Учителя унижают нищенской зарплатой, это просто кощунство на фоне того , сколько получает начальство. Поэтому коллективы не пополняются выпускниками институтов, молодые ищут, где можно зарабатывать и жить нормально. В школе дорабатывают люди предпенсионного и пенсионного возраста.

А дальше будет хуже, если общество не поймет, что сотворили либеральные начальники, стремясь за западными стандартами ,и не примут меры . А не то учителя скоро надо будет заносить в Красную книгу, как редкий исчезающий вид!

Вот так, милые мои, я все еще с вами!