6 подписчиков

Урок 5. Факультет минералогии и рудного дела

Так хорошо мы отдохнули на море, а потом так здорово "креативили" в осеннем лагере, что руки не дошли описать первое занятие второй четверти.

1.
Урок мы начали с игр. Сначала просто чтобы познакомиться (ведь у нас в группе пополнение), потом на развитие словарного запаса. Игра основана на работе с текстом. На прошлом уроке мы как раз читали отрывок о приключениях Михаила Ломоносова в Германии и наткнулись на некоторые необычные слова:
таверна, казарма, поесть досыта, сердобольный, вербовщик и другие. На этом уроке надо было составить свои предложения с этими же словами. Кто использует больше заданных слов в одном предложении, тот выигрывает.  Такое упражнение сразу показывает, что понять слово в одном контексте, совсем не значит быть способным использовать слово в другом. "Сердобольный" человек у нас вдруг "пил допьяна в таверне", что, конечно, мило, но смысла не имеет:)

2.
По грамматике мы сделали упражнения на творительный падеж из учебника "Русский без границ".

3.
Затем вернулись к проектной теме, т.е. к нашему "первому университету", Михаилу Васильевичу Ломоносову. Я ещё раз подчеркнула, что этого человека интересовало и удивляло всё вокруг, и прочитала его изречение, хорошо описывающее его мировоззрение:

«Представляя себе великое пространство, хитрое строение и красоту всея твари, с некоторым священным ужасом и благоговейною любовию почитает Создателеву бесконечную премудрость и силу»

Очень это современно звучит! Жаль, что об этом часто забывают ученые...

Кроме физики и астрономии Ломонсов серьезно изучал происхождение горных пород и минералов. Понимая неминеральную природу янтаря, он даже сказку сочинил, чтобы это лучше объяснить. Ведь в его времена многие ученые ещё относили янтарь к минералам.

 Девочкам я прочитала только отрывок из сказки. Устаревшие слова мы по ходу "переводили" на современный русский язык.
"
Пользуясь летнею теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы (букашки) по роскошным блажным растениям, искали и собирали все, что служит к нашему пропитанию. Услаждались между собою прелестью благо текущего времени и, следуя разным благовонным запахам, ползали и летали по травам, листам и деревьям, не опасаясь от них никакой напасти.И так садились мы на истекшую из дереву жидкую смолу, которая нас привязав к себе липкостью, пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла полностью."

4.
Затем мы говорим о том, где можно найти янтарь, как он выглядит и для чего его используют. И таким образом мы переходим к новой теме: к тайне Янтарной комнаты. Читаем текст про Янтарную комнату и её необыкновенную историю (текст брала из интернета, а ссылку больше найти не могу).

Для наглядности я  показываю портреты исторических личностей, которые упоминаются в истории:
Фридриха I, который заказал янтарную галерею для дворца Шарлоттенбург в Берлине.
Его сына Вильгельма I, который отдал янтарные панно Петру I.
И даже портрет одного из солдат-великанов, которых Петр I дал взамен.

Да-да, это исторический факт, а внизу портрет настоящего человека. Это Schwerid Rediwanoff, гренадёр "Гвардии Потсдамских Великанов" .

Напоминаю, что янтарная комната находиться в Екатерининском дворце, построенном для жены Петра I в Царском Селе (отсылка к теме по Романовым). И что тут же во флигеле дворца располагался Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин (отсылка к теме по Пушкину).

Из текста мы узнаём, что янтарная комната после ВОВ так и не была найдена. А то, что туристы могут увидеть в Екатерининском дворце, великолепная реконструкция. Но до сих пор есть кладоискатели-любители, мечтающие найти оригинал. Как раз такие любители из Германии недавно попали в новостную ленту всех влиятельных газет мира. На дом я даю задание прочитать  эту новость с сайта ria.ru.