Найти тему
Грибанов Роман

Колумбы рок-н-ролла СССР

Лидер "Ариэля" Лев Гуров
Лидер "Ариэля" Лев Гуров

Большинство любителей музыки в СССР узнали челябинский ВИА «Ариэль» в семидесятые годы, после выходов таких LP как «Старая пластинка» и «На острове Буяне». Между тем в родном городе ансамбль пользовался бешеной популярностью уже в 60-х, когда еще не распались Beatles и был жив Гагарин. Но люди из первого состава «Ариэля» - реальные колумбы советского рок-н-ролла - в начале 70-х группу покинули, из основателей ВИА в следующей реинкарнации остался только один человек – Лев Гуров.

Лев Фидельман, Лев Ратнер, Виктор Колесников, Валерий Паршуков, Лев Гуров и Валерий Слепухин – фамилии создателей «Ариэля», кузнецов его первой славы, сегодня практически не известны массовой аудитории. Да, их последователи во главе с Валерием Ярушиным стали известны на весь Советский Союз. Зато «команда трех Львов» совершила прорыв исторический – сочинив и исполнив первую челябинскую рок-н-ролльную песню на русском языке – «Принцессу». И началось…

Парни показали своим уральским ровесникам классный пример - рок-н-ролл можно сочинять и играть вовсе не будучи профессиональным музыкантом. Как шоферюга Элвис когда-то вошел в студию Sun records и уделал всех этих Синатр и Пэтов Бунов, так и санитар областной больницы Лев Гуров, взяв солнечный аккорд и сочинив «Лауру» и «Маму», нарушил привилегию профи от музыки на сердца местной молодежи. «Ариэль» создал культурный тренд: мы слушаем The Beatles и тоже так можем, мы – одни из вас, без нимба и диплома, у вас тоже получится сочинять, если захотите.

- В те годы мы все были помешаны на «Битлз», - рассказывает барабанщик «Ариэля» Виктор Колесников. - Никаких битловских пластинок, естественно, ни у кого не было, знакомились с их песнями только с помощью радиоэфира. У меня брат купил приемник «Эстония-3М» с растянутым диапазоном, на нем была большая выборность, и музыку удавалось слушать более-менее без помех. Ночами я не спал, ловил «Музыкальную волну из Кельна», штатовские станции и записывал «Битлз» на магнитофон. Утром, конечно, отсыпался, занятия из-за «Битлз» пропускал частенько.

ВИА «Ариэль» родился и начал свои репетиции в клубе областной клинической больницы. Выбор базы был обусловлен отсутствием у музыкантов необходимых инструментов в личной собственности и наличием таковых (гитары, бас-гитары, клавишной и ударной установки) в медицинском клубе. И двое студентов челябинского музыкального училища – Лев Фидельман и Лев Ратнер - именно в больнице присмотрели третьего Льва – Гурова, который своим красивейшим голосом и задал группе курс на покорение девичьих сердец (обычный стимул для рок-групп всего мира) и ушей слушателей. Также в составе появились гитарист Валерий Паршуков и барабанщик Виктор Колесников.

ЧЕЛЯБИНСКИЕ МАККАРТНИ И ХЕНДРИКС

В 1965 году студент отделения народных инструментов Колесников в перерыве между лекциями в музыкальном училище услышал, как в соседней аудитории какой-то парень играет на пианино и поет на английском языке. Это был Лев Фидельман, учившийся на курс старше. К тому времени у Льва и его однокурсника Льва Ратнера уже была группа, которой требовался барабанщик. Желание учившегося по классу баяна Колесникова играть биг-бит было столь велико, что он взял в руки барабанные палочки.

- Сам Фидельман был левша, что добавляло ему авторитета, типа, играет совсем как Маккртни, - смеется Колесников. - А на гитаре наяривал тогда мой однокурсник Женя Липченок - это был настоящий самородок, челябинский Джимми Хендрикс, феномен. Слух у него был абсолютный: бывало, проедет по улице автомобиль, прибавит газу, и Женя говорит: «О, фа-диез и ми-бемоль». Липченок был истинный рокер, играл в стиле The Beatles и презирал советскую эстраду. Случалось, репетируем, Женя как-то подтянет струны и такой звук фирменный выдаст, что мы с Ратнером и Фидельманом просто рты раскрывали от удивления. Слава нашего гитариста и сгубила. Вместо репетиций он все чаще пропадал на Броде, месте сбора неформальных личностей Челябинска того времени в районе гостиницы «Южный Урал». Лидеры «Бродвея» — Бэсик, Минькович — шпана, по сути дела, Липченка считали своим героем и буквально носили его на руках. Пришлось нам искать нового гитариста.

Музыканты челябинской филармонии. Крайний слева - первый гитарист "Ариэля" 60-х Евгений Липченок, к моменту фото группу уже покинувший
Музыканты челябинской филармонии. Крайний слева - первый гитарист "Ариэля" 60-х Евгений Липченок, к моменту фото группу уже покинувший

Лидеры группы Лев Фидельман и Лев Ратнер отдавали себе отчет, что певцы из них неважные, поэтому непрерывно вели поиск вокалиста. Ансамбль репетировал в облбольнице, где подрабатывал санитаром студент-первокурсник медицинского института Лева Гуров.

- Мы узнали, что в свободное от учебы время Лева пел в горсаду имени Пушкина, на летней эстраде, - вспоминает Колесников. - Естественно, позвали паренька попробовать. У него был красивый тембр голоса, но еще больше мы ценили Леву за его человеческие качества. Он спокойный, уравновешенный, рассудительный. В «Ариэле» Гуров играл роль Ринго Старра, всегда нас, вспыльчивых и неуступчивых, мирил.

Но еще до прихода Льва Гурова к лихой биг-битовой троице из челябинского музучилища Фидельману - Ратнеру - Колесникову присоединился Валерий Паршуков. Человек, который, во-первых, задал всей группе тренд на сочинительство собственных песен (привет, Эндрю Олдхэм), во-вторых, придумал ансамблю клуба областной больницы имя, которое через несколько лет узнает весь СССР – «Ариэль».

- В середине 60-х я учился в Челябинском монтажном техникуме, очень любил музыку, начинал играть на гитаре и регулярно ходил во Дворец железнодорожников, где тогда устраивали танцевальные вечера, - вспоминает Валерий Паршуков. - Во дворце выступали джазмены, а в перерывах к сцене подходил любой желающий из зрительного зала, музыканты наигрывали ему на инструментах какую-нибудь знакомую песню, а тот ее пел. Слова «караоке» тогда не было, а шоу любительского пения под сыгранную вживую (!) музыкальную фонограмму было! И вот однажды смотрю - какой-то молодой пацан выходит на сцену, берет гитару и заводит: «Close your eyes and I'll kiss you…», аккомпанируя сам себе. Я мгновенно узнал песню Beatles! Это был настоящий шок для меня – я впервые вживую видел, чтобы человек играл на гитаре на хорошем уровне, попадая во все аккорды, и при этом сам пел битловскую песню с чистым интонированием. После того как парень спустился со сцены, я буквально подлетел к нему и предложил встретиться как-нибудь и вместе попеть песни. Это был Женя Липченок, человек компанейский, он тут же согласился пообщаться. К весне 68-го года у меня уже было несколько собственных текстов, написанных на музыку битлов, потому что английские слова – это, конечно, хорошо, но, когда поешь на родном языке, и песня становится совсем другой, наполняется большим смыслом. И Липченку я спел под гитару собственный текст на мелодию песни «A Hard Day’s Night».

«Твои глаза - как сталь

Никто не знает, что за ней

Твои глаза как сталь

Но в эту ночь они теплей

Когда гляжу я в них, когда целую их –

Всего дороже и милей».

Валерий Паршуков, 1968 г.
Валерий Паршуков, 1968 г.

Тут уже настала очередь Липченка удивляться: «Чувак! Это же Beatles! Но по-русски! Круто!». И так ему понравились моё русско-английское исполнение, что Женя пригласил меня в клуб областной больницы, где репетировала его группа – будущий «Ариэль». Липченок потом ушел работать в ресторан «Восток» и к репетициям потерял интерес, а я занял его место на ритм-гитаре.

ЗА ПЕРВОЙ СЛАВОЙ С МИГАЛКОЙ И СИРЕНОЙ

Первый концерт состава с Паршуковым состоялся в новогоднюю ночь с 67-го на 1968 год в политехническом институте. Причем коллектив тогда выступал под названием «Эра», он был включен в большую концертную программу как подарок студентам, но своим звучным битом затмил всех остальных. Не попавшие в зрительный зал студенты стучались в запертые двери и требовали впустить их. Но зал был и так переполнен, поэтому часть студентов слушала модный челябинский биг-бит, стоя в коридорах института. «Эра» выступлением в ЧПИ открыла новую музыкальную эру на Южном Урале. Причем хулиганство началось еще до появления юных рок-н-рольщиков в Политехе. На тот концерт руководитель клуба областной больницы Ия Суслова выделила для своих подопечных машину «скорой помощи» с мигалками и сиреной, на которой музыканты доехали от больницы до политехнического института. Естественно, молодые парни не удержались ни от включения мигалок, ни от воя на всю улицу мощной сирены, челябинские рокеры передвигались по Челябинску шумно.

- После того успеха я убедил Фидельмана в том, что «Эра» - это стиральный порошок, и через некоторое время мы начали называть себя «Ариэль», - улыбается Валерий Паршуков. – Согласитесь, звучное название для рок-группы! Как говорится, как лодку назовешь, так она и… полетит. О том, что на Западе есть стиральный порошок Ariel, никто из нас тогда не знал.

Первый состав "Ариэля": Лев Фидельман, Валерий Слепухин, Виктор Колесников, Лев Ратнер, Лев Гуров
Первый состав "Ариэля": Лев Фидельман, Валерий Слепухин, Виктор Колесников, Лев Ратнер, Лев Гуров

И самое главное, конечно, что летом 68-го музыкантами ансамбля была исполнена первая оригинальная русскоязычная бит-композиция в Челябинске. Ее авторы – Виктор Колесников и Валерий Паршуков.

- Моей мечтой всегда было создавать что-то свое, - говорит Паршуков. - Но образования музыканта я не имел, а писать только тексты на английскую музыку – это было не то, чего я хотел. Мне нужен был композитор! Долго упрашивал написать собственную музыку своих коллег по группе, но они все отказывались, мол, не так-то это легко. И вот однажды меня позвал Витя Колесников, говорит: «Покажу тебе одну вещь». Прихожу я к нему, а он вышел во двор своего дома на КБС с баяном под мышкой, что с «народника» взять. Слушай! И сыграл мне на баяне сочиненную им только что мелодию. Я ее запомнил и, вернувшись домой, сел писать на нее текст. Так и получилась «Принцесса». Потом мы с Колесниковым представили песню остальным участникам группы, они помогли ее подчистить, аранжировать правильно, и после нескольких репетиций мы начали исполнять первую чисто свою вещь.

Прорвать плотину оказалось непросто, даже придумав «Принцессу» «Ариэль» еще в течение двух лет продолжал жарить битловские кавера. Что и повлияло на решение Валерия Паршукова покинуть группу. И только некоторое время спустя у ансамбля появились еще две оригинальные композиции за авторством Льва Ратнера и Льва Гурова – баллады «Лаура» и «Мама».

Аккорды "Принцессы" от руки написанные Виктором Колесниковым
Аккорды "Принцессы" от руки написанные Виктором Колесниковым

- Валерий не только придумал группе название, он был нашим, как сейчас говорят, продюсером,- вспоминает Виктор Колесников. - Умница. Мозг. Наш идеолог. Именно Паршуков устроил нам первый концерт в ЧПИ, где было сломано немало стульев, а про «Ариэль» пошла слава на весь Челябинск. Валера играл на гитаре, и у него было шикарное английское произношение. Когда он начинал петь Пресли, девчонки вокруг просто умирали. Но ушел… А мы продолжали жить Музыкой! При этом кроме главного увлечения в жизни музыка стала для нас и способом заработать деньги. «Ариэль» играл на свадьбах, на юбилеях, пару лет трудились на танцах в клубе МВД «Дзержинец». Появлявшиеся деньги тратили на инструменты, на аппаратуру — за 60 рублей умельцы собрали нам усилитель, ну и на модную одежду. Купили себе водолазки, голубые вельветовые брюки. В течение нескольких лет мы играли составом: Фидельман — Ратнер — Гуров — я и Валерий Слепухин - новый гитарист, которого мы переманили из ВИА политехнического института. Это был звездный час «Ариэля»! Город нас просто обожал: чтобы пригласить ансамбль на свадьбу, люди драку устраивали. Все это началось после знаменитого концерта в ЧПИ. Мы тогда вышли перед переполненной аудиторией и как выдали битловскую «Любовь не купишь», только с текстом Валерия Паршукова. На припев Леннона - Маккартни «Can't Buy Me Love» мы спели по-русски «С веселой песней». Вторая вещь еще более забойная, опять же битловская — «She Loves You Yeah Yeah Yeah», и опять с русскими словами от Паршукова: «Скажи мне да, да, да». В зале после этого такое кино началось! Народ на ноги повскакивал, стулья стали ломать... На сцену ворвалась профорг ЧПИ Роза Абрамовна. «Прекратите!» — кричит и нам, и зрителям. Но мы не прекратили, а продолжили, успокоив народ в зале исполнением лирической песни все тех же «Битлз» - «Girl». Ее, кстати, пел я, сидя за ударными.

Виктор Колесников
Виктор Колесников

От колумбов челябинского рок-н-ролла остались концертные записи, по которым можно понять, с каким драйвом и энергией выступал «Ариэль» в конце 60-х годов в Челябинске. На магнитофонных лентах в городе распространялся так называемый «Первый концерт» - программа, полностью составленная из кавер-песен по-челябински - музыка Леннона -Маккартни или братьев Дэйвисов из The Kinks, слова Льва Гурова или Валерия Паршукова. Все по-русски, все с шикарной электрической бит-подачей и рок-н-ролльным задором. На пленках слышно, как в зале народ просто умирает от восторга, вызванного «ариэлевской» звуковой волной. Челябинск научился производить не только лучшие в мире танки и трубы большого диаметра, но и блестяще показал себя в сфере культуры, явив всей стране нового рок-н-ролльного кумира – «Ариэль». Конечно, страна тот биг-битовый «Ариэль» из 60-х не слышала, зато челябинские зрители благодаря команде трех Львов реально зауважали сами себя и свой великий город. Провинциальная замшелость была отполирована крутым рок-н-ролльным лоском, что нам их «Поющие гитары» и «Орфеи» с «Романтиками», у нас собственная челябинская гордость - «Ариэль»!

Трек-лист программы «Ариэля» 1968 года («Первый концерт»)

1. «Ариэль» поет для вас» - муз. Beatles, сл. Л. Гуров.

2. Весна пришла» - Муз. Monkees, cл. Л. Гуров.

3. «Против войны, против беды» - муз. Kinks, сл. В. Паршуков.

4. «Еще раз про любовь» - муз. Animals, сл. Л. Гуров.

5. «И я любил ее» - муз. и сл. Beatles.

6. «Гимн юности» - муз. Play Boys, сл. Н. Князева.

7. «Ты скажи мне» - муз. Monkees, сл. Л. Гуров.

8. «Эхо - муз. Monkees, сл. Л. Гуров.

9. «Кукушка» - муз. Tremeloes, сл. Л. Гуров.

10. «Ты лучше всех на свете» - муз. Monkees, сл. Л. Гуров.

11. «Песня - наш друг» - муз. Animals, сл. Л. Гуров.

12. «Скажи мне - «да» - муз. Beatles, сл. В. Паршуков.

13. «Я прошу: «Улыбнись!» - муз. Beatles, сл. В. Паршуков.

14. «С веселой песней» - муз. Beatles, сл. В. Паршуков.

Лев Гуров. И может собственных Леннонов, и даже Роев Орбисонов, уральская земля рожать!
Лев Гуров. И может собственных Леннонов, и даже Роев Орбисонов, уральская земля рожать!

В ЭФИРЕ «АРИЭЛЬ»

В советском радиоэфире песня Beatles впервые прозвучала на всю страну 3 января 1971 года во время второго выпуска передачи «Запишите на ваши магнитофоны» на волнах радиостанции «Маяк». Но мало кто знает, что тремя годами раньше, весной 1968 года на Челябинском областном радио в программе «Уральский меридиан» уже звучала мелодия ливерпульской четверки. Правда в исполнении… ансамбля «Ариэль» и с русским текстом «ариэлевского» гитариста Валерия Паршукова. Битловская «Can't Buy Me Love» у челябинцев превратилась в «С веселой песней». Зато всё вживую, трек был записан, буквально, за несколько часов до эфира.

- Такую песню включили и «Ариэль» пригласили в студию по инициативе ребят из «Уральского меридиана», программы, рассчитанной на молодежную аудиторию, соответственно, им разрешалось чуть больше вольности, чем остальным, - вспоминает ветеран челябинского радио Вера Филиппова. – Редактор Элла Памфилова старалась освещать актуальные молодежные темы, но и музыку ставить ту, которая нравится подрастающему поколению. А текст в «Меридиане» читал специально приглашенный из челябинского драмтеатра артист Николай Ларионов, он и представил юных музыкантов слушателям.

Эфир радиопрограммы "Уральский меридиан", 1968 год, поёт "Ариэль" - звучит Beatles

- С корреспонденткой «Уральского меридиана» Ирэной Степановой мы познакомились в ЧПИ на смотре-конкурсе институтских ВИА, - вспоминает Валерий Паршуков. – Девушка пришла делать репортаж про новую музыку, но ни одна из студенческих команд ей не нравилась. Тогда я предложил Ирэне послушать настоящих звезд биг-бита и пригласил симпатичную журналистку к нам на репетиционную базу «Ариэля» в клуб областной больницы. От нашего модного звука «радистка» пришла в восторг и решила посвятить нам сюжет в программе. В назначенный день мы запихали в «буханку» «Скорой помощи» барабаны, «Ионику», уселись сами и, как всегда, с мигалками и сиреной, поехали на радио. В крохотной студийной комнатушке, практически плечом к плечу, мы подключили инструменты и начали играть, а Ирэна выполняла функцию звукорежиссера. Зафиксировали трек и потом записали короткое интервью. К юбилейному выпуску ребята из «Уральского меридиана» попросили еще поимпровизировать, музыкально обыграв фирменные позывные радиопрограммы, что с удовольствием сделал наш клавишник Лев Ратнер.